Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ГЕРОИ И АНТИГЕРОИ В ИСТОРИЧЕСКИХ РОМАНАХ НЕЧУЯ ЛЕВИЦКОГО




Историческая проза на украинском грунте имеет давнюю историю и заслуженную дань уважения, ее истоки нужно искать в народных песнях и преданиях, житійній литературе, летописях, поэмах и драмах на историческую тему. В начале XIX в. появляются первые публикации исторических песен и дум: сборники Цертелєва (1819), Максимовича (1827, 1834, 1849). Такая заинтересованность национальным прошлым была не случайна: она связана с зарождением нового политико-культурного мышления в Европе, что отразилось на становлении нового литературного направления - романтизма, характерной чертой которого было обращение к истории. Эти идеи прижились и на украинском грунте, несмотря на полное игнорирование царизмом национальных проблем. В культурно-общественных центрах Украины постепенно распространялись мнения о вес родного слова, историческому прошлому.
На начало 30-х годов XIX в. приходится пик активности украинских романтиков. Именно в это время начинает интенсивно развиваться этнография, историография, появляются очерки по истории Украины Д.бантыш-Каменского, научно-исторические изыскания О.Бодянського, Н.костомарова, П.кулиша, "История Русов", переиздаются летописи. Развитие исторической науки дал толчок для воссоздания исторического прошлого в художественной литературе: произведения П.Білецького-Носенко, Є.Гребінки, Н.гоголя, О.Кузьмича, П.кулиша, позже м. старицкого, и. Нечуй-Левицкого, Ор.Левицького, А.Кащенка.
Обращение писателей к историческому прошлому не было случайным, поскольку обусловлено жизнью украинского народа, наполненным огромными историческими зрухами. Наибольшее внимание писатели уделяли периодам истории Украины, когда она была независимым или автономным государством, тем самым противопоставляя его современному положению украинского народа, который потерял свою государственность, находился под социально-национальным гнетом Российской империи. Они осознавали, что в условиях безгосударственности обращение к историческому прошлому является делом политическим, но использовали его не только как средство политической агитации, "...а включали его в систему культурно-политических и эстетических ценностей украинского народа" 1.
Нечуй-Левицкий приступает к написанию брошюр и романов на историческую тему тогда, когда его произведения на социально-бытовые темы давно уже стали классикой украинской литературы. (.Франко, характеризуя своего современника,"назвал его "великим артистом зрения, колоссальным всеобіймаючим глазом". Это дает основания говорить о широкий тематический диапазон творчества художника.
Первые свои исторические студии прозаик начал в начале 70-х годов, во время так называемого "безвременья", когда интеллигенция полностью разочаровалась в старых идеалах, и моральный кризис коснулся всех слоев общества. В то время увидели свет историко-популярные брошюры Нечуя-Левицкого: "Уния и Петро Могила, митрополит киевский", "Первые киевские князья Олег, Игорь, Святослав, святой Владимир и его потомки", "Татары и Литва на Украине", "Украинский гетман Богдан Хмельницкий и казачество", "Украинские гетманы Иван Выговский и Юрий Хмельницкий", "Руина на Украине. Украинские гетманы Дорошенко, Многогрешный и Самойлович", которые были "одним из первых систематизированных популярных изложений истории Украины" 2. Нечуй-Левицкий свою задачу видел в том, чтобы дать белетризований изложение истории Украины, опертой на такие достоверные исторические факты, которые бы могли вызвать настоящий интерес народа к своему прошлому. Хорошо зная с детства народные думы и исторические песни, опираясь на казацкие летописи С. Величка, Г.Грабянки, Самовидца и исторические монографии Д.бантыш-Каменского, Маркевича, н. Костомарова, писатель адресует эти брошюры народа, "которому нужно преподавать историю как в рассказах для того, чтобы было понятно".
Исторический опыт каждого народа связан прежде всего с государствообразующим процессом, с конкретными историческими лицами. Художник мечтал написать историю Украины в таких популярных изложениях "до последних гетманов, начиная от Мазепы", и сквозь призму поступков героев показать их роль в государственно-созидательном процессе Украины. Как видим из названий произведений, Нечуй-Левицкий обращается к наиболее противоречивых страниц истории Украины и, не идеализируя, не преувеличивая роли той или иной исторической фигуры, стремится помочь читателю осмыслить его поступки. Это дало возможность автору показать драматизм поведения исторических деятелей на пороге политического выбора, споры между моральным долгом человека и политика.
"Князь Иеремия Вишневецкий" написан в 1897 p., но не был опубликован при жизни писателя, хотя, судя из переписки автора с редакциями журналов "Киевская старина", "Дело" и других, он неоднократно пытался это сделать. Редакции отказывались, ссылаясь на "анахронизмы и исторические упущения". Роман увидел свет лишь в 1932 г. в Харькове, а позже вошел в 10-томное собрание сочинений писателя в 1968 p. Стоит отметить, что выход романа от начала был незамеченный литературной критикой, не упоминается он и в монографиях, посвященных жизни и творчеству и. Нечуй-Левицкого (О.Білецький, В.Власенко, С. Ефремов, Н.Крутікова).
Второй роман Нечуя-Левицкого "Гетман Иван Выговский" вышел в 1898 г. во Львове. Его судьба была счастливее, потому что был опубликован сразу после написания, но и он не получил надлежащей оценки, правда, историк Ор.Левицький обратил внимание на "снижено" толкование главного героя. Однако в советское время не переиздавалось, поскольку не вписывался в идеологическую схему партийных историков.
Для обоих исторических романов писатель выбирает самый интересный период истории Украины - казачество. По этому поводу он писал: "Казачество - это цвет украинского исторического жизни', то самый показательный период нашей истории, в то время украинской славы, рвение и рыцарства [...] и будет плодородным полем для квиту поэтического" 3. Историческим фоном романа "Князь Иеремия Вишневецкий" является середина ХVІІ ст., освободительная война (1648-1654) под предводительством Богдана Хмельницкого.
Хотя народные массы при поддержке запорожцев уже неоднократно выступали против польско-шляхетского господства и католическо-иезуитской экспансии (восстание под руководством Косинского. Гуни, Наливайко), однако они всегда жесточайшим образом подавлялись правительственными войсками. Хронологические рамки романа "Гетман Иван Выговский", в отличие от первого, можно с точностью установить: от 8.01.1654 p. - времени подписания Переяславского соглашения и до мая 1664 г. - самого драматичного периода в истории Украины, периода потери надежды на самостоятельность.
Природа исторического романа обусловлена наличием соответствующих источников. Точное формулирование встречаем в польской исследовательницы: "Источниками будут те тексты, где мы находим наиболее правдоподобную сходство с трактовкой фактов и концепциями организации художественного мира исторического романа" 4. Следовательно, такая трактовка источника дает возможность воспринимать его как зародыш идеи, который кристаллизуется в процессе творчества. Вхождение информации летописи, исторического исследования в структуру романа - процесс сложный. Выделяют два способа: прямой и опосредованный. Писатель, чтобы убедить читателя в достоверности освещения исторических событий в романе, удастся к известному аргументу: "По свидетельству тогдашних летописцев", тем самым как бы перекладывает ответственность на других. Более сложным является опосредованный способ, который заключается не в прямой передаче исторических фактов, "а через восприятие опыта их освоения предшественниками" 5. Анализируя исторические произведения Нечуя-Левицкого, можем сделать вывод, что их основой является казацкие летописи, научные монографии Костомарова "История Украины в жизнеописаниях выдающихся ее деятелей", "Богдан Хмельницкий", "Иван Выговский" и дневник Богуслава Машковского, слуги князя Иеремии Вишневецкого.
Не вдаваясь в подробности, приведем только один пример использования прозаиком источники. Нечуй-Левицкий: "Пусть царь помирится с шведами. [...] А теперь допроваджуймо до конца дело с ляхами: надо наступить на их с двух сторон - московское войско по одну сторону, а шведский король по второй, и бить господ, чтобы их с корнем искоренить и не допустить их спариться с другими сообщниками"6. Костомаров: "Пусть его царская милость сейчас помирится с Шведами; надо довести до конца начатое дело с Ляхами. Отправимся на них с двух сторон: с одной стороны войска его царской милости, с другой - войска шведского короля. Будем бить Ляхов. Чтобы до конца искоренить и не дать им слиться с посторонними государствами против нас" 7.
При исследовании исторических источников произведений Нечуя-Левицкого, стоит обратить внимание на тип рассказчика. По характеру трактовки автором источникового материала исследователи выделяют 4 типа рассказчика в исторической прозе XIX века: рассказчик-историк; рассказчик-"историк" с ограниченной компетенцией; рассказчик-очевидец; рассказчик-"филолог" с широкими полномочиями, который сам создает исторические тексты" 8.
Не будем характеризовать каждый тип, обратим внимание на тип "рассказчик-историк". Это рассказчик, который пытается подражать историка, обнаруживает неограниченную компетенцию как относительно исторических фактов, так и в отношении возможностей их интерпретации. Его видение художественной действительности приближается к компетенции историков-специалистов (а то и прямо подражает их). В то же время его задача - дать целостную, соизмеримую с критериями "истинности" или "правдоподобия" картину истории. Рассказчик этого типа человек, как правило, удалена от изображаемого периода, и эта временная дистанция выразительно подчеркнута.
Проанализировав историческую прозу Нечуя-Левицкого, методы использования автором источников, можно сделать вывод, что его рассказчик является типичным представителем повествователя-историка.
Зависимость от источников повлияла на композиционную структуру романов: начала разделов и епілоги скорее смахивают на научную статью, чем на художественное произведение.
Нечуй-Левицкий, пожалуй, был одним из первых в украинской литературе, кто обратился к таким проблемам: поводыри нации, воспитание личности, способной повести за собой Массы, испытание богатством и властью, 'причина и последствия вероотступничества и предательства интересов народа.
Нужно отметить, что проблема национального манкуртства и к Нечуя-Левицкого поднималась в украинской литературе, в частности А.Свидницьким в романе "Люборацкие". Еще П.кулиш отмечал, что украинские земли дали не только выдающихся представителей казачества/а и ревностных защитников Речи Посполитой. Сам Нечуй-Левицкий отрицал образ жизни, который не соответствовал этическим представлениям народа; ломка привычного уклада жизни писатель мотивировал разрывом с глубинной национальной традицией и принятию чужих обычаев и понятий.
В романах писатель использует так называемый биографический сюжет. Он, как правило, изображает положительного героя и его антипода. Такое попарно группировки персонажей, по мнению исследователя, дает возможность автору показать индивидуальную неповторимость каждого из них 9.
Создавая образы исторических героев, Нечуй-Левицкий стремился воскресить "великие исторические характеры, известные или своей высокой душой, своим сердцем, или своей ничтожностью. В каждом случае [...] должна развиваться какая-либо психическая сила героя".
"Князь Иеремия Вишневецкий" - это историко-биографический роман, в котором писатель реалистично показал жизненный путь потомка древнего украинского рода Вишневецких - Иеремии Вишневецкого. Нечуй-Левицкий, в отличие от м. старицкого, О.Стороженка, Д.Мордовця, которые в своих произведениях изобразили Иеремию вполне сформировавшимся шляхтичем, стремится проникнуть в психологию персонажа, а не играть всем известны из истории черты его характера. Поэтому историю жизни "одступника" начинает с детства.
Из переписки писателя с редакторами газет и журналов можно сделать вывод, что по объему роман был больше, поскольку автор основное внимание уделил именно детству, однако в процессе издания произведение пришлось сократить.
В центре романа "Князь Иеремия Вишневецкий" - образ Иеремии "одступника", "оборотня". Шаг за шагом, начиная с детства, писатель пытается проследить становление характера этой неординарной личности. Автор обращает внимание на то, что Иеремия с юных лет был сильной личностью с непокірливою нравом, никогда не унижался и при определенных условиях мог унаследовать славу Байды-Вишневецкого, что причиной национальной измены стали особенности воспитания юноши.
Человек, который не знает национальных традиций, видит в "культуре господствующей нации только те слои, которые захватывают ее своей кажущейся эффективностью и преимущественно развивают эгоистические устремления"' °. Иеремию еще ребенком отдали на обучение в иезуитской коллегии, которая развила в нем надменность и ненависть ко всему украинскому. Именно из коллегии он вышел уже окатоличенным и ополяченным шляхтичем,* старается и не вспоминать о свое национальное корни. Оторванность от родной Почвы негативно повлияла на молодого Иеремию, развила в нем тщеславие, эгоизм, честолюбие. Стремление "такой славы, чтобы она затенила славу всех князей, гетманов, королей, ослепила весь мир <...> чтобы о его имени и о его славу прошел слух от края до края и зазвучала песнями"", желание доказать, что он настоящий "уродзоний" поляк и преданный королю не менее родовитой польской шляхты, приводит к тому, что Иеремия жесточайшими методами стремится искоренить все украинское и тем самым завоевать себе самую громкую славу в Польше, а в дальнейшем стать ее королем. Писатель отмечает, что не только Вишневецкий таким способом пытается прославиться, но и другие представители украинской окатоличеної шляхты (Лещ, Потоцкий, Острожские, Тышкевич). Стремление приблизиться к королевскому трону побуждает Иеремию жениться на дочери польского канцлера Замойского - Гризельда. Создавая образ Иеремии, художник показывает, что напыщенность, которая была заметна в нем с детства о старших и высших за себя, развилась еще больше, но теперь она оказалась в отношении к польской шляхте. Такая пренебрежительность к магнатов привела к тому, что не ему было поручено командование правительственным войском, а нездарним военачальникам Острожскому, Заславскому, Потоцкому.
Надо сказать, что автор не рисует образ Иеремии сплошь черными красками. Он восхищается им как талантливым полководцем, что организовал хорошо вишколене войско. Иеремия - бережливый хозяин, что ведет почти аскетический образ жизни и все свое время проводит не на балах, а в походах. Нечуй-Левицкий, в отличие от других авторов произведений о Вишневецкого, не изображает его и фанатиком католической веры: "ему было безразлично, он украинец, или поляк: вера была задля'нього формальность, без которой нельзя было достичь определенной для себя высокой цели" 12.
Средство контраст как композиционный прием и принцип попарного группирования персонажей является одним из самых употребляемых в Нечуй-Левицкого. Антиподом Вишневецкого выступает Максим Кривонос, и каждый из собственных позиций видит будущее Украины. Если первый не любил Украину за демократизм и считал, что "казаков, их гетманов, всю Украину надо уничтожить и убить на смерть" 13, то Кривонос с выразительным представителем украинской идеи, он хочет видеть родную землю свободной от шляхетского господства и направляет на эту борьбу все силы и средства. Максим выступает умелым организатором и расчетливым политиком, который может увлечь людей своими идеями, повести за собой.
Стремясь к всестороннему освещению характера главного героя, писатель рассказывает историю любви Иеремии и простой казачки Тодозі Світайлихи. Нечуй-Левицкий позже признался: "Зразець любви Иеремии [...] я взял Наполеона, похожего на удачу..." Но и это любовь, и все, что делал Иеремия, имеет черты жестокости и эгоцентризма: "пошматую тебя, чтобы твоя красота никому не досталась, во веки вечные", - говорит Иеремия Тодозі. Любви простой казачки - это внутренняя драма женщины, в которой борются противоречивые чувства: с одной стороны, ей полюбился этот решительный и деспотичный человек, а с другой - понимает, что эта любовь не принесет ей счастья, потому что любимый - палач ее народа. Она пытается в этой ситуации сохранить человеческое достоинство. Любовь Світайлихи к Вишневецкого чистая и благородная. Независимо от испытаний судьбы, эта женщина остается человечной и предупреждает пролитие безвинной крови княгини и ее маленького сына Михаила.
Богдан Хмельницкий в романе - опытный полководец, который возглавил освободительную борьбу родного народа. Писатель показал непререкаемый авторитет в войске гетмана.
Продолжая тему освободительной войны, которая завершилась подписанием унизительного для Украины Переяславского соглашения, автор указывает на то, что борьба не закончилась, а перешла на другой уровень.
Композиционно роман "Гетман Иван Выговский" состоит из двух сюжетных линий, которые взаимно переплетаются и дополняют друг друга: история семьи Выговских и семьи простого казака Демка Лютая. Именно через жизнеописание этих двух семей писатель стремится показать ситуацию в Украине после Переяславского соглашения и смерти Богдана Хмельницкого, отношение простого народа к намерениям своих проводников.
Этот роман тоже относится к историко-биографического жанра. Писатель показал жизнь главного героя, в зрелом возрасте как человека с уже сложившимся характером, жизненной позицией, определенным социальным статусом. Идя по историческим-фактами, а также давая волю художественному домыслу, автор убедительно и аргументировано раскрывает трагическую судьбу государственного лидера, которого в решающий для Украины время не поняли и не поддержали представители ведущей слои общества. Нечуй-Левицкий в историческом очерке о Выговского не дает собственной оценки действиям гетмана, но в романе чувствуется авторская позиция относительно героя: уже с первых страниц видно симпатии автора к гетмана Выговского как мудрого политика, который во всем стремится подражать Богдана Хмельницкого, хоть в некоторых вопросах не всегда с ним соглашается. Писатель сочувствует человеку с таким высоким интеллектуальным потенциалом, не смогла его реализовать на благо своего народа. Иван Выговский, как и другие патриоты Украины, стремится воплотить в жизнь идеи Б.хмельницкого - отвернуть Украину от темной Московии, но видит выход не в самостоятельности: "Освободим Галичину и Волынь, соберем весь наш украинский народ вместе, и пристанем к шаткой Польши и иметь силу и энергию удержать самостоятельность при слабой Польши" 14. Писатель показывает, что такая идея гетмана была прогрессивная, но неприемлема для народа, который много натерпелся от польской шляхты и надеялся "зажить в счастье" под Россией.
В отличие от предыдущего романа в "Гетмане Иване Выговском" Нечуй-Левицкий создал целую галерею интересных, отчасти противоречивых мужских и женских образов: усталого военными походами и болезнью, иногда непредусмотрительного и своевольного в последние годы жизни Богдана Хмельницкого, умеренного и рассудительного Ивана Выговского, мудрого Юрия Немирича, неуравновешенного и болезненного Юрия Хмельницкого, честолюбивой Олеси Выговской, веселой Екатерины, сестры гетмана, уважаемой и расчетливой Анны Золотаренко и др.
С нескрываемой симпатией. Нечуй-Левицкий изобразил образ Юрия Немирича, овручского старосты и киевского подкомория, который, будучи шляхтичем, "остался при вере своего народа и отрекся от привилегий своего состояния" 15, присоединившись к Богдана Хмельницкого. Он был настоящий патриот: "...люблю родной край и готов служить на благо ему, пока и моего живоття" 16. Именно мысли Юрия Немйрича о развитии Украины как автономной государства, в союзе с Польшей, в которой гарантировались бы широкие политические и культурные свободы для украинцев, глубоко запали в душу Выговского и стали одним из толчков к подписания Гадячского соглашения, которое предусматривало создание Конфедерации Польши и Украины. Не вина, а беда Выговского и Ю.Немирича, что их планы не осуществились. Тогдашнее украинское общество, прежде всего ведущий слой не поняли и не поддержали их. Конечно, Конфедерация тоже не развязала бы до конца все проблемы, которые бы привели к созданию независимого Украинского государства (об этом говорит и тот факт, что Выговского, несмотря на его пропольскую ориентацию, убили поляки). И все-таки это был бы шаг вперед по сравнению с Переяславским соглашением, то есть вопрос о самостоятельном государстве украинского народа осталось бы открытым.
По-разному можно относиться к историческим романам Нечуя-Левицкого. Можно их принимать, можно критиковать за идеализацию или "понижение" того или иного исторического героя, за неточное и неполное освещение событий прошлого, но надо принять во внимание то, что писатель писал эти романы на основе тех исторических источников, которые были ему доступны. Исторический роман, понятное дело, - это не академическое изложение истории (хотя и это изложение не лишен субъективизма), и ему присущи четкая авторская позиция, художественный домысел и т.д. Мировоззренческим ориентиром писателя был национализм, то есть любовь к Украине, что отразилось на интерпретации исторических событий и лиц. Сюжетную основу романов И.нечуй-Левицкий построил по принципу контраста характеров героев, их жизненного и нравственного поведения. Наиболее ярко писатель раскрылся как художник-портретист, мастер психологического воспроизведения внутреннего мира героев, "бытописец". В своих романах он стремился через психологические и социальные факторы проследить причины деформации человеческой души, мотивы вероотступничества и т.д. Какими бы красками рисовал характеры своих героев, он все-таки не скрывает сожаления по змарноване ними жизнь, утраченные надежды. Автор пытался показать, что вероотступничество, духовное обнищание, эгоистичность натуры, стремление величия любой ценой приводят к "обмелению" человеческой души, к жизненной и политической драмы.
В своих исторических произведениях Нечуй-Левицкий продолжал развивать художественно-эстетические достижения украинской литературы предыдущего периода. Писатель отходит от романтического изображения национального прошлого, основой его творческой практики становится документализм. Историческая проза Нечуя-Левицкого одновременно выполняет две функции: с одной стороны, является пособием для изучения истории Украины, имеет просветительский характер, а с другой - средствами художественного письма воспроизводит реальные фигуры нашего прошлого.
________________________________


1 Баран Есть. Украинская историческая проза второй половины XIX в. и Орест Левицкий. - К., 1994. - С. 65.
2 Мищук Г. Уроки истории - уроки нравственности // Нечуй-Левицкий И. Князь Иеремия Вишневецкий. Гетман Иван Выговский. - К., 1991. - С. 489.
3 Нечуй-Левицкий И. Собр. сочинений: В 10 т. - К., 1968. - ФОН. - С. 60-61.
4 Cieslikovska T. Pisarstwo T. Parniickiego. - Warszawa, 1965. - S. 15.
5 Пинчук С. Развитие жанра - эволюция образа // Проблемы. Жанры. Мастерство. - К., 1981. - Вып. 6. - С. 129.
6 Нечуй-Левицкий И. Князь Иеремия Вишневецкий. Гетман Иван Выговский. - К., 1991. - С. 334.
7 Костомаров М. История Украины в жизнеописаниях выдающихся ее деятелей. - Львов, 1918. - С. 313.
8 Bujnicki T. Senkewicz и historia. - Warszawa, 1977. - S. 39-42.
9 См.: Мищук Г. К характеристике индивидуального стиля Ивана Нечуя-Левицкого // Индивидуальные стиле украинских писателей ХІХ - нач. ХХ ст. - К., 1987. - С. 146.
10 Мищук Г. Там же. - С.494.
11 Нечуй-Левицкий И. Князь Иеремия Вишневецкий. Гетман Иван Выговский. - К., 1991. - С.9.
12 Там же. - С.37.
13 Там же. - С.29.
14 Там же. - С.332.
15 Антонович В. О гетманские времена на Украине. - К., 1991. - С. 102.
16 Нечуй-Левицкий И. Князь Иеремия Вишневецкий. Гетман Иван Выговский. - К., 1991. - С. 343.