II семестр
С ЛИТЕРАТУРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ (продолжение)
ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИК 4
Урок 88. УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ. СТРАНА ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ
Цель: расширить знания детей о детскую периодическую печать; активизировать интерес к ней; развивать умения самостоятельно читать детскую периодику, коммуникативные способности; воспитывать любовь к родному слову.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Работа над скороговоркой
Заіскрились в луге росы,
Спели в росах косы.
И сыну не спится,
Когда у папы сенокос.
Л. Кулиш-Зиньков
2. Читайте выразительно, четко!
Прилетели соловьи,
Звеселились все рощи.
Ой, веселые соловьи,
Расскажите про те края
Где зимой вы летали?
Что вы ели? Где вы спали?
А имеют те края
Вот такие, как у нас, рощи?
Г. Чубач
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
1. Игра «Расшифруй слово»
- Найдите каждую третью букву и прочитайте слово.
Мтжосупчрсунаоаяюл (журнал)
- Какие значения может иметь слово журнале (Классный журнал; журнал учета посещаемости; периодическое издание)
2. Работа с выставкой детских журналов
- Назовите журналы, которые есть на выставке.
- Какие из них вы читали?
- Какие журналы есть у вас дома?
- О чем говорит обложка журнала?
- А сейчас - немного истории.
Первый журнал вышел в 1665 г. во Франции, в том же году - в Англии. В 1772 г. вышел приложение к газете «Санкт-Петербургские ведомости». А в 1785 г. появился детский журнал «Детское чтение для сердца и разума». В 1861 г. начал выходить журнал «Вокруг света», а после революции 1905 г. появился журнал «Тропинка», главным редактором которого была женщина под псевдонимом Allegro (что в переводе - блестящей бумага).
3. Работа в группах
Сейчас выполним небольшое задание. Каждая группа получит журналы. Задача: кратко рассказать, о чем говорится в каждом журнале.
1-я группа - журнал «Барвинок»;
2-я группа - журнал «Познайка»;
3-я группа - журнал «Яблонька»;
4-я группа - журнал «Веселая перемена».
Каждая группа прорабатывает и рассказывает, чем интересен каждый журнал, в нем есть рубрики, для какого возраста рассчитан, когда получается.
Учитель дополняет ответы детей, обращает внимание на то, что обложка содержит номер журнала, месяц, год издания, с какого времени выдается. (Дети отыскивают эти данные и сообщают полученные сведения.)
Физкультминутка
4. Ознакомление с журналом «Барвинок»
Стук в дверь. Заходит мальчик в костюме Барвинка, несколько учеников-барвінчат.
Барвинок. Добрый день, дорогие дети! Мы рады встрече с вами. Давайте знакомиться. Я - Барвинок. Это барвинчата - мои читатели. Я хочу, чтобы вас было больше. Хочу вам рассказать немножко о себе.
Родился я в 1928 г. в городе Киеве. Назвали меня именем весеннего нежного цветка. У меня красивые обложки, интересные страницы. Я выхожу в свет ежемесячно и иду по всей Украине в поисках барвінчат - читателей, младших школьников. На моих страницах вы найдете то, чего нет в школьных учебниках. Я порадую вас замечательными сказками, рассказами, легендами, преданиями, ознакомлю с приметами, пословицами, поговорками, загадками, играми. Я розвеселю вас в грустные часы, поддержу во время кризиса, посею в ваших душах зерна добра, искренности, любви.
Все (вместе)
«Барвинок» - друг всем,
Он входит в каждый дом!
Его читают все:
Родители и дети, и бабушки,
И любят наши дедушки.
5. Игра «Библиотекарь». Составление (коллективно) каталожной карточки
Чтобы быстро найти материал журнала, который запомнился, понравился, необходимое, составим каталожную карточку, как это делают библиотекари.
На доске - запись:
Автор.
Название произведения (материала).
Название журнала.
Год издания.
Номер страницы.
Ученики группами составляют устно карточку, лучше составленную записывают.
6. Коллективная работа. Составление памятки читателя
1) Журнал начинай читать с обложки, на ней выделяют все надписи.
2) Обрати внимание на номер журнала, год издания, кто и где издает журнал.
3) Прочитай, для кого предназначен журнал.
4) Потом рассматривай каждую страницу, прочитуй ее до конца.
5) Если встретил незнакомые слова, обратись к словарям, энциклопедиям, справочникам.
6) О прочитанном рассказывай своим друзьям, обменивайся мнениями с ними.
7) Подумайте, как и где ты можешь использовать знания, полученные из журнала.
IV. ИТОГ УРОКА
- Что нового узнали на сегодняшнем уроке?
- Какие новые слова выучили?
- Читайте журналы! Они откроют для вас сокровища знаний, умений, доброты и радости.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Следующий урок внеклассного чтения проведем по теме «Хлеб - всему голова».
Задания к уроку и список литературы вы найдете в уголке читателя.