Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

АНДРЕЙ МАЛЫШКО
Биография А.С.Малишка




Андрей Самойлович Малышко родился 14 ноября 1912 года в городе Обухове Киевской области. Семья, в которой рос будущий поэт, была большая - одиннадцать детей, отец с матерью, старушка. Чтобы прокормить семью, отец занимался чоботарським ремеслом, а в засушливые годы шел на заработки в Таврию, в беріславські и каховские степи.

В 1927 году, окончив Обуховскую семилетку, Малышко вступает в Киевской медицинской профшколы. Однако уже тогда его привлекала поэзия.

«Узнал о дополнительном наборе в Институт народного образования, я решил сдавать экзамены и , к моему удивлению, сдал их успешно. Меня зачислили на литературный факультет, который я окончил в тридцать автором году»[1], - вспоминал впоследствии в «Автобиографии» поэт. Время он учительствует в Овруче, преподает русскую и украинскую литературу. После переезда в Харьков работает в газете «Советское село».

Первое печатное стихотворение Малышко появился в 1930 году в журнале «Молодой большевик» (№ 9-10). Ряд его стихотворений вошел в коллективной сборки «Дружба», что вышла в харьковском издательстве «Украинский рабочий» 1935 года. У них Малышко воспевает «труды и дни» комсомольской юные, героизм молодежи в годы гражданской войны, радость труда на свободной советской земле.

Большое влияние на становление Малышко как поэта имела народное творчество, классическая литература, а также советская, в частности произведения Горького, Маяковского, Тычины.

С 1934 года Малышко - в рядах Красной Армии. Впечатление от службы, рассказов о героического полководца Николая Щорса вылились в стихах песенного характера. В армии было написано большинство стихотворений, которые вошли в первый сборник поэта «Родина» (1936).

Небольшая объему сборник сразу же засвидетельствовала появление талантливого лирика. Верный сын Социалистической Родины, он в одном из первых стихотворений сборника говорит о своего учителя и вдохновителя - партию коммунистов:

 

 

Песен, что стали в ровный строй

Не для притихлих и наклонных,

Что нашу славу, цвет и сад,

На молодых выносят крыльях,

Научила партия.

Пути

Прослала ранней порой,

Приучила искренней прямоте

И слово выбрала, как оружие...

                               («Песен, что стали в ровный строй...»)

После службы в Красной Армии Малышко всецело отдается литературной работе, активно сотрудничает в газете «Комсомолец Украины», журнале «Молодой большевик». Вскоре его избирают членом ЦК ЛКСМУ.

Одна за другой выходят сборники стихов: «Лирика» (1938), «Из книги жизни» (1938), «Рождение сынов» (1939). За заслуги в развитии украинской советской литературы правительство в 1939 году наградил поэта орденом «Знак почета».

Плодотворным был для поэта и 1940 год. Кроме книги «Письма Красноармейца Афанасия Байды», вышли сборники «Март», «Зореві дни», «Жаворонки».

Летом 1941 года поэт заканчивал готовить сборник баллад и песен «Запорожцы», которая в том году так и не была опубликована: началась Великая Отечественная война.

Характерная особенность творчества Малышка, которая проявилась уже в первых его сборниках, - широта тематического и жанрового диапазона. Уже в «Лирике» наряду с самыми разнообразными формами лирической поэзии имеем стихи-портреты, стихи, сказания, баллады, сюжетные произведения, для которых характерна эпическая манера изложения.

Тяготение к точности, конкретности в изображении человека, его боевых и трудовых подвигов во имя утверждения Советской власти свойственно не только поэзии Малышко. Создание стихов в жанре стихотворения-портрета совпадает с появлением в украинской советской поэзии таких произведений, как «Песня трактористки» П.тычины,

цикла «Четыре стихотворения» м. рыльского и др. Это было свидетельством закономерности поворота поэзии от обобщенно-символических, собирательных образов, от гиперболизации в духе романтизма и мифологической условности до обычных рядовых людей труда с их богатой духовной жизнью, людей скромных, внешне невзрачных, однако способных на высокую боевую или трудовую доблесть.

Как известно, поэтика «гигантизма» и «космизма» была порождена стремлением передать всемирное значение революционного переворота, его огромное, эпохальное значение в жизни пролетариата, трудящихся всей планеты. Эта поэтика была проявлением планетарності, а планетарність, вселенскость считались синонимами интернационализма.

Уже с первых дней своего существования советская литература утверждала идею единства интересов трудящихся всех наций и народностей, идею их единения в борьбе за интересы всех народов - «человечества, объединенного в одну семью» (Максим Горький)[2]

В 30-е годы советский поэтический эпос, который воспроизводил масштабы Октябрьского переворота, очерчивал перспективы будущего дня человечества, разбуженного революцией к грандиозной активности, приобретает характер более строгого, конкретного, земного. По всему фронту советской литературы и поэзии прежде всего шли поиски такого слова, которое воспроизвело бы «красоту нового дня». Его приметами стали историческая и локальная конкретность, направленная на осмысление и отражение, во-первых, революции и гражданской войны как близкого героической истории и, во-вторых, новой действительности. Все отчетливей становится переход от обобщенно-романтической образности к реалистической конкретности. Время работал на реализм. Не отвергая достижений революционного романтизма - его высокой пафосности, его поэтизации необычного, его тенденции к широкому изображению жизни в эпоху ломки старых форм и становления новых крупных исторических сдвигов, реалистическое искусство все увереннее утверждается на своих позициях.

Историзм проявился в поэзии 30-х годов не только в обращении к еще таких живых в памяти событий революции, гражданской войны, коллективизации, которые стали

определяющими периодами в истории нашего народа, но и в самом подходе к изображению действительности. Герой в них был співвіднесенний с историческими приметами того времени. Со всей полнотой указанные тенденции проявились в раннем творчестве а. малышко. В сборнике «Лирика», в стихах о героях громадянскої войны, как и труженики - своих современников, Малышко выступает как поэт-реалист, мастер точной портретной и психологической характеристики.

Поэзии этого времени обозначены непосредственной близостью к фольклора. Среди стихов-портретов отличаются народнопісенний по стилевой манере, раскидистый «Запев о Боженко», патетически-строгий «Товарищ Серго», баладно-романтические поэзии «Корнюша», «Афанасий Беда». Вот начало первой поэзии:

Зашумели два тополя,

За оврагами ветер исчез.

Пролегла дорожка в поле,

Светит молодой месяц.

Половіє в поле рожь,

Солнце падает в траву,

Лошадей кованые копыта

Бьют дорогу степную.

 

Поэтические образы в этих произведениях - «студеная вода», «враждебная ярость слепая», «кованые копыта вороных коней» и «боевые товарищи», «коней порванные удила», то, «как его могучее тело волокли в три следа», - характерные для народной песни.

Однако есть здесь образы и свои, сугубо малишківські. Это оригинальные поэтические метафоры: «День встал на лютую муку», «не ветры грудью в разгоне прилегли к шпоришів», «цветет вечер синим цветом, приходится к лицу» и др. И в щедро использованных приемах народной поэтики, и в собственном видении мира выделяется прежде всего одна черта: зримость создаваемых, конкретность, осязаемость мира - на ощупь, на цвет, на запах. Происходит своеобразная інтімізація, приближение мира к человеку - или, точнее, лидини к миру - подвижного, барвістого, напоенного похощами ветра и духом шпоришу под синим вечерним небом.

Заметное место в раннем творчестве поэта занимают ліроепічні рассказы о сельских тружеников, преданных любимому делу: «Учитель», «Мать», «Урожай», «Материнская», «Дядя мой, Никита-чернокнижник...» и др. Его

стихотворный портрет всегда отчетливо индивидуализирован, в основе стихотворения - конкретный факт, событие, человек.

«Малышко, как, может, никто из наших поэтов, - отмечал М.Т. Рыльский, - любит называть конкретные человеческие имена, - и нам, читателям, нет дела, действительно была та воспетая им «Марина из Сваромья». Я верю, что это настоящее имя настоящего человека. Я верю, что о действительной, а не выдуманной человека писал Андрей Самойлович в стихотворении «Учитель» (сборник 1938 года «Лирика»), и что человек и называлась Трофим Иванович»[3]

Сюжетные поэзии Малышко были определенным шагом художника к лиро-эпической поэмы. К ней приближается, в частности, стихотворение «Учитель». Здесь и свойственна поемному жанра эпичность, широта охвата картин жизни, и внимание к мельчайшей, но всегда яркой , характерной детали. Ведется рассказ о приезде лирического героя в родное село, о встрече с односельчанами, с дорогим человеком - любимым учителем, вспоминается прошлое.

Восхищением красотой родной земли и ее людей дышит эта поэзия. Настроение покоя и душевной уравновешенности переходит в лирического героя в ощущение счастья, радостной уверенности в себе, в выверенных друзьях. Внутренним эмоциональным составом, интонацией он очень близок к написанной впоследствии «путешествие в молодость» Максима Рыльского. Это Малишкова «путешествие в молодость»:

Под летним широченным небосводом

Меня встречают друзья и знакомые,

И каждый добрым словом угощает,

Пахучим хлебом, яблоками в доме.

Навек ту дружбу, честную и единственную,

Не разобьет огонь в громовину.

 

Лирический струя пронизывает неторопливую рассказ поэта о детские годы («школярских дней нам не забыть никогда») и особенно заметен при обрисовке образа учителя с «честным старческим лицом»:

Учитель уйдет тихо по дубраве,

На каждом слове перетомить глаза:

- Трофим Иванович, живы и здоровы...-

И уже он не заснет до полуночи,

Те голоса вспомнит повнозвучні,

Соседям гордо скажет:- Пишут ученики.

 

Уже ранним стихотворениям Андрея Малышко присуще глубокое ощущение красоты родного края. Каждая деталь, которая в его стихотворении становится поэтическим, способна приобретать высокого символического значения. Днепр - родная река поэта в прямом смысле и одновременно символ славянской мощи. В историческую древность проектируется такая вполне современная картина:

Жнива, жнива, шумит Славута,

Мы сядем в круг над родной рекой...

 

Дуб - «любимое дерево моего народа», и «яворина тоже, видимо, столітка», - образы, издавна применяемые в народнопоетичній творчества, и несколько архаичный брыль - все это история, которую не отделить от современности. Вот почему поэт смело и свободно, щедро вплетает в свой стих широко известные поэтические строки - фольклорные, литературные, будто подчеркивая, что это и его собственное духовное достояние, как достояние всего народа:

Родители вспомнят бойовії рубки,

Девушки заворкують, как голубки...

 

Масштабность социалистических преобразований, расцвет колхозного села в центре внимания автора в поэзии «Урожай». Поэта волнует «второе рождение» людей - рождение социалистического сознания, обусловленное Октябрем, Советской властью, и он создает образ Фомы Бабочки - передового колхозного бригадира, хозяина новой жизни. В поэзии два равнозначные герои - труженик колхозных полей и природа, одухотворенная и обогащенная мудрой хозяйственной деятельностью человека. А третий герой этого сюжетного, описательного стихотворения - сам автор, его проницательный взгляд, его оценка увиденного.

Наше время включает в сферу поэзии совершенно новые темы, например, борьбу коллективно организованного разума против стихийных сил природы и вообще против «стихийности» воспитание не классовой, а всемирной Человека Человечества, творца «второй природы», созданной энергией его воли, разума, воображения. И далее: «Выдвигается совсем новая поэзия - поэзия творческого труда (на смену «проклятию труда»)» [4]

Форма поэзии «Урожай» проста и незатейлива, рассказ льется естественно, и перед читателем медленно проплывают безграничность хлебов, «бескрайние небеса»,

«гречки медоцвіт», смуглая рука земледельца, что касается «зерна тугого и чистого». И на этом фоне новый человек - не безликая фигура, а четко выписан характер, тип, за которым - его тяжелая история, история народа, для которого самым страшным было воспоминание о том, как «хлеб горел, и пламень язикато кричал до облаков о кровь твою и пот».

Поэта позиция ясная и недвусмысленная. Его радует уверенность советского человека в своей силе, в завтрашнем дне на родной полезной земли. Заканчивается пластический описание колхозной нивы мнением высокого гражданского звучания - о необходимости ухода в прошлое горькой заботы о хлебе насущном. Но показательно здесь другое, прежде всего - утверждение активной личности в новом обществе.

Уже в этих ранних портретных стихах обнаруживается характерная черта Малишкової дальнейшего творчества - аналитичность, умение видеть истоки, источники явления, характера. Поэт за конкретными поступками, поведінкої, нравом человека прослеживает те социальные и исторические факторы, обстоятельства жизни, которые их обусловили. Герой поэзии «Урожай» Хома Бабочка не доест и не доспить, самоотверженно работает на артільній ниве, ласкает зерно, как родного ребенка. Вся жизнь этого человека - бескорыстное и самоотверженное служение народу. Так появляется в поэзии Малышко крестьянин с мировоззрением, психологией коллективиста, воспитанного социалистическим, колхозным строем.

В ряде стихов Малышко этого времени отраженный беспокойное предчувствие вражеского вторжения в Страну Советов. Первые предостережения перед военной опасностью звучат в стихах «Песня», «Нигде не меркнет наша слава...», «Песня о соколов». В них появляются наброски образов красных бойцов, пограничников, матросов, - фигур, от которых веет силой, здоровьем, непоколебимой решимостью драться до конца с врагами Отечества:

Встали мои друзья на дальнем границе,

Может, они птицами несутся в небеса,-

Кузнечики же вы, кузнечики, воронії лошади,

Гвинтівочка сверена и вірная красота!

 

                                                             («Песня»)

Здесь опять - отчетливее проявляется такая черта лирики Малышка, как песенность. Органическая песенность, порожденная особым складом мышления, которая не имеет ничего общего со стилизацией под народную песню. И напевность, которую характеризует исключительная простота и лапидарность формы, музыкальность в сочетании с четкой лирической конструкцией, естественность выражения - иначе, казалось бы, и сказать нельзя, - завершенность мнению, цельность настроения. Это и высшая простота выражения, когда преодолена сложность или, скорее, усложненность, преодолен барьер искусственности и многословия. Малишкові, поэту отнюдь не книжному или кабинетном, эта высокая простота далась, наверное, легче, чем многим другим художникам. Один из исследователей творчества О.Твардовського писал: «Простота стиха Твардовского - не упрощение, не сведение, а возведение сложности в простоту... Простота и понятность «Василия Теркина» и других лучших стихов Твардовского - это прозрачность глубины, а не мелководье. Уже в первых стихах Твардовского наметился этот принцип прозрачной глубины. Более того - именно глибінні течения народной жизни и является основной темой и началом его творчества»[5] Эти тенденции, эти особенности в полной мере присущи и поэзии Андрея Малышко.

Как и выдающийся российский современник, украинский поэт чрезвычайно быстро нашел собственный путь, как и он, в ранний период своего творчества работает с исключительным напряжением, так же быстро проходит его духовный рост и созревание.

В годы перед второй мировой войной Малышко поэтическим словом откликается на политические события, происходящие в мире, в частности, на гражданскую войну в Испании. Он создает цикл стихов «Испанские баллады», которые вошли в сборник «Лирика».

Баллады - целый этап поэтического творчества Малышко. В этом жанре наиболее полно проявились его эмоциональность, внутренняя сила переживания, чувства при мужественной сдержанности, сжатости внешнего проявления.

Формой напоминает старинные английские матроські баллады «Баллада о матроса» - произведение, полон нового, революционного содержания. Традиционно строго начинается рассказ о закаленных «морских волков» - английских

матросов, которые везут смертоносное оружие для уничтожения восставших испанских городов - Кордовы и Мадріда. Узнав о страшном грузе, они твердо решают помочь испанским патриотам: «Мы лучше повернем снаряды те - акулу на море глушит!». Матросы знают, что жестокой будет расправа капитана, но их стремление помочь братьям по классу остается непоколебимым. Восставших расстреляли, и бессмертное братство людей труда. Их подвиг стал своеобразным предостережением всем душителям народной свободы, поджигателям войны. В конце произведения автор сочетает старинную, традиционно-баладну и новую революционную символику.

Стих написан классическим балладный размером - амфібрахієм, который предоставляет эпического размаха, широты повествования - уважительной, строгой. Четкости, карбованості общего ритма, как и отдельной строки или строфы, способствует мужская клаузула, последовательно соблюдена. Все стихотворение - четко организованная структура, афористично краткая, усиливает его эмоциональную выразительность.

В балладах Малышко часто, можно сказать, последовательно встречается фантастический мотив «оживления», «воскресение» героев. В «Балладе о стража» вместо убитой маленькой героини с Мадріда встают десять других, в которых «тот же рост, та же походка». Этот прием встречаем и в балладе «Долорес»:

По ночам, как смолкнут ружья,

Приходит над горами тьма,

Она виліта, как орлица,

Забитых сыновей подымает.

 

Колышутся горы мрачные,

В воронках светлеет путь,

Встречают живые - Ибаррури!

И мертвые к бою встают!

 

Среди других поэтических приемов чаще всего привлекает внимание использование зримой и точной пейзажной детали. Малышко «видит» край, где происходят изображенные им события. Этот край суровый, край «черных полей и яруг», «крутых склонов Гвадаррамы», где даже «дороги строго легли до ясной зари», это «старые тропы», «слезами полита земля».

«Испанские баллады» Малышка суровые и нежные, гневные и трогательные. Поэт умеет найти слова простые и искренние, в которых трагизм ситуаций, событий, человеческих судеб не оставляет читателя равнодушным, заставляет снова и снова переживать героические будни борьбы испанского народа за свободу и независимость.

 
________________________________



[1] Малышко А. Сочинения: В 10-ти т., т.10, с. 320.


[2] Пархоменко М. Эпос революционного обновления мира. - Вопросы литературы, 1978, №1.с.3.


[3] Малишкові дороги, с.4-5.


[4] М.Горький в литературе. - М., 1955, с. 528


[5] Македонов А. Творческий путь Твардовского: Дома и дороги. - М.,1981, с.14