Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

БОРИС ГРИНЧЕНКО
Гринченко Борис Дмитриевич писатель, ученый, публицист, общественный деятель




(1863-1910)

Родился Борис Дмитриевич Гринченко 9 декабря 1863 года на хуторе Ольховый Яр вблизи села Русские Тишки, теперь Харьковского района Харьковской области, в семье обедневших мелкопоместных дворян.
Неуемная тяга к знаниям, любовь к слову, желание овладеть законами прекрасного оказались у парня еще с раннего детства. Он много и вдохновенно читает. Интересы его разносторонние и основательные. Тонкая и красивая детская воображение насыщалась заманчивым миром образов, располагала к творчеству. И скоро, под впечатлением прочитанного, подросток начинает писать и сам. Он создает «самиздатовский» рукописный журнал, который заполняет собственными рассказами и стихами.

С 1874 по 1879 год Борис Гринченко учится в Харьковском реальном училище, где сближается с народническими кружками. За распространение запрещенных царским правительством изданий его арестовывают и несколько месяцев держат в заключении. После освобождения Борису Дмитриевичу пришлось оставить учебу и самому начать зарабатывать на пропитание.
Суровые обстоятельства действительности заставляют юношу заботиться и о куске хлеба, и не отрекаться книги. Так случилось, что, работая в казенной палате, Гринченко жил в семье сапожника. Любознательный и трудолюбивый, он скоро научился шить сапоги и имел от этого небольшой заработок. Экономя, ограничивая себя во всем, Борис таким образом экономил деньги на книги.
Добытая самообразование позволила Б.Грінченку сдать экзамены на звание народного учителя при Харьковском университете. С 1881 года начинается его научно-педагогическая деятельность, которая продолжалась до 1893 года. Учительствовал он в селах Харьковщины, Сумщины, Екатеринославщины.

Внешняя сторона его биографии в это время маловыразительный, но внутренне это были невероятно богатые и насыщенные годы. Учительство б. гринченко совмещал с фольклорно-этнографической, культурологической, научной и лингвистической делами. Много пишет. В это время его разножанровые произведения, подписанные или собственной фамилией или псевдонимом (П.Вартовий, Василий Чайченко, Б.Вільхівський, Иван Перекатиполе), регулярно печатаются в журналах и альманахах. Выходят в свет его поэтические сборники «Песни Василия Чайченко» (1884 г.), «Под сельской крышей» (1886 г.), «Под облачным небом» (1893 г.), «Песни и думы»(1895 г.),«Минуты» (1903г.). С 1894 года Борис Дмитриевич работает в Черниговском губернском земстве.

Тяжелая и муторная работа отнимала у писателя почти все свободное время. Творческие мгновения нужно было выкраивать за счет сна и отдыха. «На поэзию я всегда имел только хорошие минуты, свободные от труда - время дорогой, дорогой, в основном - скучной, наймитської. Моя песня - мой ро-бітницький одпочинок и моя робітницька молитва-надежда», - признавался художник. За время работы в земстве б. гринченко пишет дилогию «Среди темной ночи» (1901 г.), и «Под тихими вербами» (1902 г.), публикует пьесы «Лесные зори» (1897 г.), «Нахмарило» (1897 г.), «Степной гость» (1898 г.), «Среди бури» (1899 г.), «На общественной работе» (1901 г.).

Б. гринченко был человеком чрезвычайно трудолюбивым. Пылкая любовь к родной земле, к своему народу заставляла его «силуватися находить искру света там, где, казалось, была сама тьма». Именно такими лучами настоящего народного естества стало издание его научных изысканий «Этнографические материалы, собранные в Черниговской и соседних с ней губерниях» в трех томах (1895-1899 гг.), «Из уст народа» (1900 г.), «Литература украинского фольклора (1777-1900)» (1901 г.). В 1902 году писатель перебирается в Киев. Здесь вместе с женой Марией Загірною он трудится над составлением вершинной своего труда - четырехтомного «Словаря украинского языка»(1907-1909рр.). Эту выдающуюся работу была отмечена академической премией.

Подорванное задавненим туберкулезом здоровье писателя (последствия харьковского заключения) не выдержало такого напряженного, непрерывного ритма. Последней каплей его жизненного испытания стала смерть дочери Насти и ее малорічного сына.

Резкое обострение болезни заставило его отправиться на лечение в Италию, но поздно - 6 мая 1910 года жизни неутомимого труженика оборвалась в г. Оскендалетті. Похоронен Б.гринченко в Киеве, на Байковом кладбище.

Жизнь и деятельность Б.гринченко для многих поколений служит действенным примером подвижничества на территории развития украинской культуры и национальной идеи. Пожалуй, наиболее метко сказал о нем другой украинский писатель Николай Чернявский: «Больше работал, чем жил». И хотя по понятным содержанием этого определения кроется существенная неточность - потому что именно работа и была высшим смыслом и призванием его жизни, - важно, действительно, осознать широту и непреходящее значение творческого подвига художника.

Фигура неутомимого труженика, беззаветно отдал все силы и время отечественной культуре, по праву может стоять рядом с нашими титанами нации, как Тарас Шевченко, Иван Франко, Пантелеймон Кулиш, Леся Украинка.

Становление его как писателя и гражданина происходило в конце XIX века, в самую глухую пору общественной жизни Украины.

То было время жестоких и бестолковых изысков национального сознания, когда подавлялись малейшие проявления и попытки самоосознания и самоутверждения себя как народа. То было время тотального вытравливания всего украинского - начиная со слов и заканчивая идеей.

Именно в этих условиях на историческую арену выходила молодая плеяда борцов за украинскую национальную дело, самым ярким представителем которой был, несомненно, Борис Гринченко. Один из его литературных псевдонимов - Часовой. Конечно же, таким образом писатель сознательно определял свою роль и свое место в общественных процессах.

Борис Гринченко несмотря на талант писателя имел несомненное дарование чрезвычайно добросовестного ученого. Материалом его увлечений, предметом его исследований, полем его деятельности стало СЛОВО. Слово - это та субстанция, которая аккумулирует в себе творческую энергетику нации. И тот, кто вполне понимает это, - уже неординарная личность. Б. гринченко пошел дальше в понимании значения этого феномена. Еще летом 1891 года ряд национально сознательных украинцев провозгласили

себя продолжателями дела великого Кобзаря, создали «Братство тарасовцев», которое объединяло студенческую молодежь и преподавателей киевских и харьковских вузов. В своей программе они провозглашали: «Мы должны заботиться о том, чтобы украинский язык воцарилась везде на Украине: в семье, во всяких делах, как частных, так и общих общественных, в общине, в литературе и даже в сношениях со всеми другими народами, которые живут на Украине. Так, каждый из нас, сознательных украинцев, должна говорить в семье, в обществе и вообще везде, где его поймут, по-украински». Ежедневная упорная, вдохновленная культурно-образовательная работа должна была привить каждому украинцу непоколебимое убеждение самоидентификации, чтобы «отличать свою нацию от других и преподносить национальный вопрос и право украинского нации везде, где только возможно».

Главным содержанием и смыслом жизни для Б.гринченко стала борьба за украинскую национальную дело. В своих «Письмах из Надднепрянской Украины», напечатанных в «Буковине» в 1892-1893 гг., он делает критический обзор тогдашнего общественного состояния, обращается к анализу причин упадка национальных соревнований и выражает думы и пожелания по активизации процессов возрождения.

Писатель глубоко и полно препарує эти проблемы, руководствуясь критерием исторического подхода, обдумывает содержание и суть таких понятий, как патриотизм, национальное сознание, украинская интеллигенция, национальная литература. Его политические размышления касаются и путей развития языка, культуры, традиций. Именно через призму формирования национального сознания формирует он и наследство некоторых украинских писателей и историков (в частности Квитки, Костомарова и др.), с болью суммируя их беспомощность или же аморфность в этом плане. Отдавая должное своим предшественникам, он не может не удержаться от едкого замечания, констатируя, что в тогдашнем украинском деятелю все еще сидело «две души: одна украинская, а вторая - русский», а потому «хотелось и послужить родному краю», и не прогневить того, кто может пожалеть «Станислава на шею».

Работая на ниве просвещения, б. гринченко наглядно постоянно убеждался в той непоправній шкоде, что ее наносила русификатор-ская политика царского правительства. Лишен узкой националистической зашоренности, писатель мудро и справедливо отмечал: «Не тогда хорошо соединяется народ с народом, когда они родственники, хотя бы и близкие, а тогда, когда жизнь их вместе - такое, что дает им возможность испытывать в сей союзе наиболее всякой пользы, как можно большего удовлетворения своих потребностей как народа, как можно больше счастья».

Художник необычайной работоспособности, эмоциональный, пылкий, человек сильного интеллекта, Б.гринченко сознательно клал на алтарь идеи и свою жизнь, и свою подвижническую творчество:

Стремится и разум,
и сердце большого труда такой,
Чтобы и викам тем, что будут,
осталась она дорогой,
Чтобы и потомки далекие добра
терпели от нее,
Звали того бессмертным,
кто силу делает ее имел...
  


Сегодня мы знаем Бориса Гринченко как писателя, поэта, автора знаменитого «Словаря украинского языка», но не следует забывать, возможно, самое главное: он один из немногих будителей национального сознания, один из немногих настоящих строительных национальной идеи, один из немногих истинных патриотов Украины.

Бывают люди, которых можем назвать не только произведениями, но и творцами своего времени. Время поставил их на дорогу, собственно, дал им определенный исходный пункт; время показал им той боли, что на их они должны отзываться; время вложил им в руки материал, из которого они будут лепить свои творения. Но лепят они из той глины времени сами, сами сознательно выбирают направление от исходного пункта вперед или назад и сами же идут наперекор времен, вылепливая из предоставленного материала то, что им нужно, а не то, чего требовал бы от их всемогущий время. Они никогда не идут по линии наименьшего сопротивления, а словно нарочно, из протеста, выбирают себе самую трудную дорогу, наиболее терном закиданный и препятствиями обставленную, и идут по ней - куда?

Ты же руководи туда спокойно, Где горит твоя цель, -отвечает один из самых выразительных представителей такого типа людей, наш же, украинский, писатель и гражданин Б.Д.Грінченко...

...Настоящая биография Гринченко - то его неусыпное, непрерывная, от первого выступления еще юношей вплоть до последнего момента, труд ради родного народа, его всегдашняя готовность душу свою положити за трудящийся люд. Вместо сухих хронологических дат видим в этой биографии длинный ряд живых работ, что ими проложив в жизни свой путь Гринченко. Станет тут в ряд - и его педагогическая работа, и мероприятия круг развития родного слова, и изучение народной словесности, и опыты над жизнью народным, и популяризаторська работа, и общественная публицистика, и художественная литература.