Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Иван Котляревский
Котляревский Иван Петрович писатель, драматург, первый классик новой украинской литературы


 

(1769-1838)

Родился 9 сентября 1769 года в Полтаве, в семье мелкого чиновника. Впоследствии Котляревским было «пожаловано» дворянское звание.
С 1780 года маленький Ваня начал учиться в Полтавской духовной семинарии. Особенно старательно и настойчиво постигал парень гуманитарные дисциплины: пиитику, риторику, философию, латинский, греческий, французский, немецкий языки. С интересом знакомится с античной литературой, переводит Горация, Овидия, Вергилия. Открывает для себя творчество Ломоносова, Кантемира, Сумарокова. Один из соучеников Котляревского вспоминал о поэте, что тот «имел страсть к стихосложению и умел до любого слова ловко подбирать рифмы,
остроумные и удачные, за что товарищи по семинарии прозвали его римачем».

В 1789 году, после смерти отца, двадцатилетним юношей он
на последнем году обучения оставляет семинарию и начинает служить чиновником в полтавских канцеляриях, а затем учительствует в помещичьих семьях. «В этот период своей жизни он бывал на собраниях и народных играх и сам, переодетый, участвовал в них, очень внимательно вслушивался в народную разговор, записывал песни и слова, изучал язык, характер, обычаи, обряды, верования, предания украинцев, словно готовя себя к будущей труда...»
Именно во время обучения, с 1794 г., и начинается творческая работа писателя над знаменитой «Энеидой». В течение 1794-1796 гг. Котляревский работает над первыми тремя частями поэмы.
С 1796 по 1808 г. Котляревский находится на военной службе. В составе Северского полка, сформированного на базе украинского казачьего полка, участвовал в русско-турецкой войне, особенно отличившись в баталиях под Бендерами и Измаилом.

За отвагу и храбрость. Котляревского было отмечено несколькими нагородами.Навіть в нелегких боевых буднях Иван Петрович продолжает работать над «Энеидой».

Сначала Котляревский не собирался публиковать поэму, она распространялась среди читателей в рукописных копиях, но в 1798 году ее издал в Петербурге один из любителей украинского слова, конотопский помещик Максим Парпура. Впоследствии, в 1808 году, книгоиздатель И.глазунов повторил это издание. Эти публикации делались без ведома и согласия автора, поэтому вышли со значительными огрехами, которые не могли удовлетворить автора.

В 1808 году в чине капитана Котляревский выходит в отставку и пробует устроиться на гражданскую службу в северной столице. В 1809 году появляется в свет его знаменитая поэма в четырех частях «Вергилиева Энеида, на малороссийский язык переложенная И.Котляревским». На титуле содержалось авторское замечание: «Вновь исправленная и дополненная противу прежних изданий».

С 1810 года и до конца своей жизни Иван Петрович Котляревский живет в Полтаве, работая надзирателем Дома для воспитания детей бедных дворян - учебно-воспитательного заведения, в котором обучение проходило по программе гимназии. С 1827 года - попечитель «богоугодных заведений» Полтавы. На этом ответственном поприще. Котляревский зарекомендовал себя как талантливый педагог и организатор образовательного процесса.

Все это время писатель не порывает с творческой деятельностью, увлекается театральным делом. В 1818 году его назначают директором Полтавского театра. С целью обогащения репертуара он создает драму «Наталка Полтавка» и водевиль «Москаль-волшебник», которые с успехом была поставлена в 1819 году. Так, на полтавской сцене, на основе новой украинской драматургии зарождался национальный профессиональный театр. Стараниями Котляревского было выпущено из крепостничества М.Щепкіна, который впоследствии успешно выступал в пьесах своего покровителя.

В 1821 году поэт заканчивает писать поэму, последнюю часть «Энеиды», но увидеть полное издание ему не суждено. Оно появилось на свет в 1842 году, уже после смерти автора.

В 1835 году по состоянию здоровья Котляревский выходит в отставку, но не порывает с культурной жизнью того времени. К нему постоянно обращались за поддержкой и советом представители самых широких слоев населения, и каждому он пытался оказать необходимую помощь. Поэтому с огромным сожалением и болью было встречено известие о его смерти 10 ноября 1838 года.

Творчество Котляревского ознаменовала собой начало новой эры украинской литературы. Из сравнительно небольшого по объему творческого наследия писателя начинается мощное движение национального возрождения. Поэма «Энеида», над которой Котляревский работал почти три десятилетия, стала эпохальным за своей общественной и художественной значимости явлением в духовной жизни украинского народа, определила содержательный направление и форму нашем письменництву.

Жизнь и творчество и. Котляревского пришлись на время, когда, казалось, сами фундаменты национальной идеи отбывали одно из самых серьезных испытаний на право своего существования вообще. Неумолимая самодержавницька действительность разбивала вдребезги надежды украинского народа. Могучий и тотальный имперский давление должен окончательно привести к уничтожению даже возможных проявлений национального духа.

Скитаниям, эксплуатацией, кровью вписано в летопись истории украинского народа страницы немилосердного XVIII столетия, которое, по справедливому определению П.кулиша, оказалось возрасте «расхищения национальной собственности всеми благовидными и неблаговидными способами». То было время, когда на историческом перепутье народ мог потерять все надежды, традиции, культуру, будущее и, в конце концов, себя. Стихийные протесты каждый раз захлебывались под безжалостной силой и жестоким произволом царских сатрапов. Набирало размах крепостничество с его дикарской моралью и античеловеческими законами. «Доборолась Украина до самого краю», - писал ее гений Тарас Шевченко.

И вдруг среди мертвой тишины раздается смех - пренебрежительный, саркастический, жизнеутверждающий смех. Этот смех пробудил в душах людей не только чувство достоинства, но и вернул веру в себя, в свою неповторимость и значимость.

Пожалуй, ни один народ в мире не наделяет такими полномочиями своих художников, как украинский. Особенно это касается литераторов. Слово всегда было в особом почете у нашей общественности, а потому писатели и поэты воспринимались общественным мнением почти как пророки. В конце концов, постигая нашу историю и останавливаясь на реалиях современности, мы убеждаемся: в том, что независимая Украина состоялась, - первейшая заслуга нашего писательства.

Итак, рассматривая Котляревского только как литератора, нечего и думать о полноте восприятия этой общественной фигуры. Только мерки общественно-литературные способны реально показать его масштабность и значение.

Т.Г.Шевченко лишь двумя строками о своего великого предшественника сумел передать его историческую вес и значимость. І.П.Котляревський

Всю славу казацкую,

Ра словом единым,

Перенес в убогую хату сироты.

Уже современниками «Энеида» воспринималась как своеобразная хрестоматия народной жизни, панорама быта и нравов.

Вергилий писал свое произведение в то время, когда в Римском государстве вместо республики постепенно и полно утвердилась империя. Неограниченная власть сосредотачивалась в одних руках Октавиана. Будучи вдохновенным сторонником такой формы управления и самого императора, поэт изображает власть чуть ли не как милость, освященное высшими силами, а самого Октавиана Августа - полубогом, выводя его род от мифического сына троянского царя Анхіса и богини любви Венеры - Энея, который, по легенде, якобы после разрушения греками Трои отправился к берегам Италии и основал город Рим.
Вергілієва «Энеида» имела чрезвычайно успешное, если не триумфальное литературная жизнь. Популярность и долголетие поэмы объясняется возвеличиванием и утверждением абсолютизма, власти монарха, что нашло горячую поддержку европейской аристократии.

«Энеида» Вергилия на долгое время стала образцом классического произведения. І.П.Котляревський знал это произведение еще с семинарских времен в латинском оригинале. Хорошо известна ему была и травестія М.Осипова и О.Котельницького «Вергилиева Энейда, вывороченная наизнанку». Прорабатывая сюжет своего произведения, Котляревский взял из поэмы Вергилия только основную сюжетную линию и имена главных героев.

«Чтобы толком понять, чего стоит Котляревский в истории общественного движения на Украине, мы должны максимальное внимание обратить на три момента в его творчестве, а именно: отношения Котляревского до того грунта, на котором зародилась его деятельность, силу его сознания и, наконец, ее последствия и влияние на формирование национальной идеи и движения на Украине. Характеристика этих моментов и даст нам ответ на вопрос о самостоятельности, сознание и влияние Котляревского», - писал о основоположника новой украинской литературы с.ефремов.

Руководствуясь этим определением, гораздо проще, в конце концов, воспринимать и постигать и знаменитую поэму нашего классика.

Конечно же, основным источником и вдохновения, и поэтической материи служила для художника тогдашняя действительность. Самое важное то, что писатель поставил перед собой доселе неслыханное задача - передать все новыми творческими методами.

Я музу зову не такую:

Веселую, красивую, молодую, -

Старых пусть брика Пегас, -

за таким несколько грубовато упрощенным подходом кроется могучая идея обновления. К ней писатель приступил с добрыми намерениями, что в конечном результате дало богатый урожай творческих достижений.
Украинские типы, реалии быта, неожиданные сюжетные ходы и позиции писатель передавал и воспроизводил с предельной искренностью и выразительностью. Щедрый юмор лишь дополнял образную завершенность героев поэмы.
По мифологическим ширмой четко проступают очертания тогдашнего общества, преисполненного несправедливостями жизни. Национальная же особенность характера украинского народа - необорна свободолюбие, что способна стереть все препятствия на своем пути.

Этой светлой идеей проникнуты всю художественную структуру «Энеиды». По словам а. белецкого, «сила и причина долговечности этого произведения - в единстве авторского замысла и стиля. Это единство - в чрезвычайно жизнеутверждающем, оптимистическом стихийно-реалистическом світовід-чутье, которым проникнуты поэму». Она «стала первой печатной памятником украинской литературы, что бы завершала период долгого «підспудного» жизни и в то же время открывала перспективы нового развития, и, несмотря на свою комическую внешность, была серьезной по своим общественным значением».

Франко, оценивая беспримерный литературный подвиг. Котляревского, сравнивал творчество писателя с пробуждением высокогорного орла, который, слетев с вершины, отвалил снежную глыбу, покотившись каменным склоном, вызвала мощную лавину, которая зазвучала «сильнее грома».

Не будет преувеличением утверждение, что необъятное лавина продолжает обрастать новыми активными массами и в день сегодняшний. И в этом величие Котляревского и историческая заслуга.

*

Он сделал эту мягкую, яркую, сильную, богатую язык языком литературным,
и украинская речь, которую считали только местным говором, с его легкой руки зазвучала так громко, что звуки ее разнеслись по всей России.

В.короленко.

 

А тем временем фигура Котляревского в истории общественного движения на Украине действительно эпохальное, - такая, что может появиться только на критическом переломе всего общественной жизни, на грани двух эпох, как синтез прошлого и фундамент для будущего. Не одбившись от чистого литературного почвы, никогда нам не понять ни самой фигуры этого писателя, ни оценить его деятельность и заслуги, как они того достойны. Поэтому с меркой общественно-литературной и должны мы приступать к оценке деятельности первого нашего писателя новейших времен.

Так - первого писателя и творца и отца новейшего украинского писательства, да и не самого сочинительства...

Не будучи, как справедливо замечают, гением, когда мерить мировым масштабом, Котляревский сделал, однако, огромного веса, просто-таки гениальное дело, дав сознательный почин молодом свежем письменництву и общественному движению заново возрожденного народа. А такие заслуги не забываются, и когда украинский народ кладет и что-то в общемировую сокровищницу духовного достояния, то надо помнить, что началось у нас это с Котляревского.