Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ЕВГЕНИЙ МАЛАНЮК
Биография Евгения Маланюка

 

(1879 - 1968)

Евгений Филимонович Маланюк - украинский поэт, культуролог, литературный критик. Родился 20 января 1897 года в Архангороде на Херсонщине (теперь село Новоархангельск Кировоградской обл.). Окончил Елисаветградское реальное училище и поступил в Петербургский политехнический институт. Но с началом мировой войны стал слушателем Военной школы в Киеве, после окончания которого его направили на Юго-Западный фронт, где Есть. Маланюк познакомился с начальником штаба первой Туркестанской дивизии полковником Евгением Мешковских, который после взрыва Октябрьской революции призывает его вернуться на Родину, чтобы принять участие в обороне Украинского Государства. Евгений Маланюк работает в Генеральном Штабе Украины, позже становится адъютантом генерала Василия Тютюнника, командующего Приднепровской Армией УНР. В 1920 году оказывается в лагере для интернированных вблизи польского города Коліша. Вместе с несколькими друзьями (Ю. Дараган, М Чирский, М. Грива и другие) издает журнал "Радуга", где увидели свет его первые стихи. в 1923 году вместе с Михаилом Селегієм и Михаилом Осиной выпускает в свет небольшой сборник стихов "Озимые". Позже перебрался в Чехословакию, там в Подебрадах окончил гидротехнический отдел Украинской хозяйственной академии. Принимал активное участие в общественно-политической жизни. В межвоенный период появляются в свет его сборника стихов "Стилет и стилос" (1925), "Гербарий" (1926), "Земля и железо" (1930), "Земная Мадонна" (1934), "Перстень Поликрата" (1939). В конце второй мировой войны Евгений Маланюк переезжает в Германию, а позже в Нью-Йорк. Уже за океаном выходит его поэма "Пятая симфония" (1954), сборника "Власть" (1951), "Последняя весна" (1959), "Август" (1964). Культурологические разведки и литературно-критические труды, собранные в двух томах "Книги наблюдений" (1962, 1966). Уже после его смерти увидела свет сборник "Перстень и посох" (1972).

Идея утверждения государственности Украины - центральная идея поэтического Универсума Евгения Маланюка. Поэт обращается к истокам украинской государственнической традиции - княжеско-дружинницької суток, периода гетманства Б. Хмельницкого, И. Мазепы, П. Орлика, в ней стремится отыскать основания для создания современного государства. Однако образ Украины - внутренне раздвоенный, дуалистический, он предстает перед читателем в двух своих ипостасях: Степная Эллада и Черная Эллада. И именно эта антиномия является для Евгения Маланюка источником внутренней неструктурированности украинского общества, потери волевого, динамического, государственного начала. Поэт выстраивает своеобразную историософскую концепцию бытия Украины, элементами которой являются Эллада, варяги и Рим. Эллинский гипертрофированный индивидуализм, панестетизм должно быть сгармонизированно варяжским активизмом и иерархичностью Рима, эти три элемента должны существовать не отдельно, лишь в своем сочетании, синтезе. В создании своего образа Украины Евгений Маланюк исходит из конкретных исторических и географических реалий, потому что именно Украина - это место трагической встречи Запада и Востока, этим обстоятельством обусловлено то, что она долгое время оставалась субъектом, а не объектом исторического процесса. Украинец - "песенник, мудрец и гречкосій" - способен скорее к лирической рефлексии, пассивного созерцания окружающей действительности, а не к адекватной волевой реакции на внешнюю угрозу. В противоположность этому Евгений Маланюк развивает целую комплексную теорию "мазепинства", центральное место в которой занимает пророческое видение будущего проводника Украины, который должен соединить государственный опыт Мазепы, патриотизм и дипломатический талант Филиппа Орлика, цельность мировоззрения Тараса Шевченко, в образе которого соединились поэт и государственник. Вместе с тем Евгений Маланюк - это и нежный лирик, тонкий метафорист, что в своей поэзии сочетает строгую аскетичность высказывания, способность к сильных чувств с изящной ритмомелодикою, проникновением в глубины человеческой психологии.

Умер 16 февраля 1968 года.

 

 

"Для Евгения Маланюка не существует альтернативы: традиции или новаторство? Они неразрывны. И так же в дилемме: новаторство как цель или обусловленность формы содержанием? Поэт отдает предпочтение целесообразности. Ибо красота - только в соответствии содержания и формы, в симфонізмі чувств и интеллекта, интуитивного и конструктивного начал.

Естественно, что поэт пользуется богатым арсеналом поэтических средств: лирических, эпических и драматических, традиционных и новочасной, близких к народнопоэтических (условно говоря - простых) и изысканно "классических". А главное, что симфонизм (по определению М. Грушевского - синкретизм) его поэтики отражает симфонизм (единство, целостность и многообразие) мира: бытие украинского народа как процесса, его судьбу, характер, что видятся в конкретных проявлениях и мыслятся как следствие развития десятков веков и поколений."

П. Кононенко