Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Отображение стремление народа к национальной самостоятельности к свободе в поэме и. я. франка "Моисей"


 

Поэтическое творчество Франко - выдающееся явление в украинской литературе. Оно поражает охвату и глубине изображения жизни и души народа.

Франко любил свой народ, болел за судьбу Украины, верил в светлое будущее украинского народа, который боролся за самостоятельную государственность. Всю жизнь писателя - борьба за единство государства, за свой народ.

И именно в поэме "Моисей", которая является вершиной в литературной

наследстве Каменщика, поэт осмысливает историческую судьбу украинского народа, трагические пути его жизни, отражает его стремление к национальной самостоятельности, к свободе.

"Моисей" - то оставленный в наследство "духовное завещание" художника своему народу. Это произведение про украинцев и Украину.

Поэт рассказывает потомкам о историческую судьбу предков:

Народ мой, замученный, разбитый,

Языков паролітик то на роздорожье,

Человеческим презрением, будто покрытый струпом!

Будущим твоим встревожена душа...

Франко осознает, что не может вечно быть в рабстве народ. Он удивляется, что народ не верит в свои силы, по-рабски подчиняется, не имеет силы духа. Спрашивает художник: " Неужели дух рабства и внутренняя пустота останутся навсегда?"

Поэт утверждает веру в силу народа. Убеждение его в том,

что народ не остановится не перед какой силой на пути к борьбе, к революции.

Отчаивается люд в словах и деяниях пророка: "Наврали пророки! В пустыне нам жить и вмирать! Чего еще ждать? И доколе?" Только после смерти Моисея люди поняли истинность его действий. С народа легковірого и неуправляемого он становится народом-силой, которая легко сметает со своего пути все препятствия.

Чтобы продолжить путь к свободе, народ выбирает себе нового вождя из народа и в вскоре достигает обещанной пророком земли.

Мы уже видим народ един в своих стремлениях к свободе родного края, которую завещали им предки, народ-победитель. Ничто не может остановить революціного движения народа-великана, потому что он является творцом истории. История не стоит на месте, поэтому народ не имеет права на покой, бездействие.

Франко верит в историческую перспективу украинского народа:

И придет время и ты огнистим видом

Засияешь в народе вольнім кругу,

Труснеш Кавказ, впережешся Бескидом,

Покотиш Черным морем гул свободы

И глянешь как хозяин домовитый,

По своей хате и по своим поле.

Поэмой "Моисей" Иван Франко пробуждал национальное самосознание, поднимал из рабства народ, вдохновлял его на борьбу и веру.

Нам завещал Каменщик построить Украинское государство, что "будет равной в Европе, и в мире будет иметь свое место". Так беречь дух национального возрождения!

 

 

Прославление мужества и силы человеческого духа в поэзии Леси Украинки

 

"Наша Леся" - говорим просто и привычно, будто про самого дорогого, близкого и родного человека. Образ Леси Украинки входит в жизнь с первыми песнями и стихами, первыми печатными строками, пленяет сердце своей большой любовью к народу, мужеством и величием, своей несокрушимой силой. Вот уже более ста лет живем с ее вдохновенной поэзией.

Леся - нежная, хрупкая, неизлечимо больна, но мужественная, сильная духом. Она в тяжелейших випробах судьбы не дала раздавить себя. Она вознеслась над своим временем, над своей мрачной эпохой, над своей болью. Крепкое духовное здоровье, которое кипело в ее стихах мужеством, несгибаемостью, любовью, помогло ей в этом. Именно эти мотивы звучат во многих лирических произведениях поэтессы:

Нет, я хочу сквозь слезы смеяться,

Среди бедствия петь песни,

Без надежды таки надеяться,

Жить хочу! Прочь думы грустные!

Свои симпатии она отдает тем, кто не повиновался судьбе, пела хвалу натурам одержимым. Во время чтения ее произведений в воображении встает титан, который поет о судьбе родного народа, видишь мужественных и сильных духом украинцев, которые борются и призывают к борьбе, к мести.

Не поэт, кто забывает

О страшных народные раны...

...........................

И теперь потомки графские

Тюрьмы міцнії строят,

А поэту потомки

Слово гостреє закаливают.

Леся любит родную землю, свою Волынь, свою Украину. И ее стихи полны любви к родному краю. Она, подобно своему Прометею, любит людей, имеет мятежный дух и непреодолимое мужество.

Прометей - воплощение самых славных героев всех народов и веков:

О, не один потомок Прометея

Блестящую искру с неба получал.

Прометеизм присущ всем творчестве Леси Украинки. Ведь и ее называют дочерью Прометея. Она в течение всей своей жизни воспевает человека-борца, героя, которая способна на самопожертвование во имя высокой цели.

Поэтесса воспевает в своих стихах свой народ, его стойких и мужественных сыновей, что не жалели своей жизни за родной край. Она приходит к выводу, что сильным человек становится, когда поймет свой долг:

... стыд молча гибнуть и страдать,

Как имеем в руках хоть заржавленный меч.

Поэтесса верит в потомков Прометея. Она уверена, что именно они зажгут огонь свободы. Несокрушимость духа Лесиного и вера в бессмертие поэта слова звучат в стихотворении " Кто вам сказал, что слабая...":

Кто вам сказал, что я слабая,

что я повинуюсь судьбе?

Разве дрожит моя рука

или песня и мнение хилые?

Второй такой, как Леся, не было, нет и не будет на свете. Леся - неповторимая. Она настоящая дочь мужественного и сильного народа - украинского. Она бессмертна, как бессмертен и наш народ. Огонь от Прометея, отданный ею народу - то надежда, надежда на освобождение, на волю.

Возрождается государство Украина, а вместе с ней и ее народ.

Она, словно Нимфа, проснулась от зимнего сна и говорит миру устами дочери Прометея:

Нет! Я живая! Я буду вечно жить!