Тема урока. СТРЕЛКОВЫЕ ПЕСНИ
  Цель урока: средствами выразительного чтения и пения воссоздать красоту стрелецких песен; способствовать совершенствованию навыков школьников делать анализ поэтических произведений, пониманию глубины содержания песни, воспитанию у детей чувства гордости за героическое прошлое своего народа.
  Оборудование. Фонозапис песни "Повеял ветер степной", иллюстрации к стрелецких песен, портреты поэтов-сечевых стрельцов.
  Записи на доске.
  - Дата, тема урока.
  -"Пролетела стрелковая песня через все преграды - страха, голода, репрессий, депортаций, даже разрушения стрелецких могил - и в неповрежденном виде передалась нам как память и стимул к новой борьбы за национальное возрождение..."
  Роман Иванычук
  Толковый словарик к уроку:
  Депортация - принудительное выселение с постоянного места жительства.
  Кадра - сборный пункт, куда стрельцы возвращались с поля боя, из отпусков, после лечения.
  Репрессия - подавление, наказание.
  Домашнее задание. Проработать материал в учебнике (с. 16-17 - пересказывать). Выучить наизусть любимое стрелковое песню.
  Ход урока
  Учитель. Наш урок, как всегда, начнем литературной пятиминуткой. Что интересного вы услышали, прочитали о литературной жизни в Украине?
  (Ученики во время пятиминутки рассказывают о новых книгах, празднования юбилеев писателей, интересные радио - и телепередачи.)
  Учитель. Это были короткие сообщения о новостях литературной жизни, а теперь запишите тему сегодняшнего урока и ознакомьтесь с толковым словариком.
  Учитель. Прошумели века над нашей землей. Кто только не стремился захватить ее! Кто только не хотел уничтожить нашу культуру, наш язык! И мы не погибли. И знаете, почему? Потому что мы имели песню, народную песню. В ней мы всегда жили как нация. В ней всегда жили наш украинский дух и наша история. Какие жанры народной лирики вам уже известны?
  (Рассказы учащихся, оценивания их ответов.)
  Учитель. А какие піджанри выделяют в социально-бытовых песнях?
  (Ответы учащихся.)
  К социально-бытовым относятся и стрелецкие песни - содержательные, эмоциональные, мелодичные. Прекрасно охарактеризовал стрелковое песню выдающийся украинский писатель Роман Иваничук. (Зачитывание цитаты.) Кто же они, сечевые стрельцы, - те, кого еще недавно называли стаей украинских буржуазных националистов?
  Об этом нам расскажет учитель истории, присутствует на нашем уроке.
  (Рассказ учителя истории.)
  Учитель. Украинский художник и писатель, бывший сечевик Эд вард Казак вспоминал:
  "Усусы (украинские сечевые стрельцы) были каким-то другим войском, которого не было больше на свете... Войско, впереди которого шли как генералы - поэты..."
  И действительно, поэты Роман Купчинский, Василий Бобинський, Олесь Бабий, Юрий Шкрумеляк, Николай Мельник, Левко Лепкий и другие были и офицерами стрелковой армии, а ее кадровые офицеры Кирилл Трилевский, Дмитрий Витовский жили поэтическим словом - писали стихи.
  Отец стрелковой "Сечи" Кирилл Трилевский, который выступал под псевдонимом Клим Обух, написал первую песню-марш "Гей, там на горе Сечь идет". Эту песню вы хорошо знаете и сейчас выполните ее под руководством учителя музыки.
  (Звучит песня.)
  Учитель.
  Настроение этой песни?
  - Какие события в ней воспроизведен?
  - Раскройте основную мысль песни.
  - С помощью каких художественных средств автору удалось раскрыть свой замысел?
  А теперь продолжаем нашу работу. Обратимся к учебнику (стр. 16-17). Просмотрите статью "Стрелецкие песни" и дайте ответы на вопросы:
  1. Кто и когда писал стрелецкие песни?
  2. Как возникла песня "Ой и опечалились стрельцы сичовии"?
  Учитель. Внимательно прочитайте песню "Ой и опечалились стрельцы сичовии". (Сначала учащиеся читают молча, а потом кто-то вслух.)
  - Чего приуныли стрельцы?
  - Что для них означал отступление?
  - Раскройте основную мысль последней строфы.
  - Какие художественные средства характерные для этой песни?
  - Она близка к народной?
  Учитель. Вы знаете еще одну веселую стрелковое песню "От Бережан до кадри". Об истории ее написания расскажет учитель музыки.
  (Рассказ учителя музыки и исполнение песни учениками.)
  Учитель. К этой песне ученики подготовили иллюстрации. Сейчас они нам их покажут и расскажут, почему именно такую иллюстрацию выполнили.
  Учитель. Стрелковые песни произносили устами народа, журавлями летели в поднебесье, плакали горем человеческим:
  Засумуй, трембіто,
  И по всему миру,
  Что пропало галичанам
  Сорок тысяч цвета.
  Роман Купчинский
  Грустью окутаны и строки песни на слова Олеся Бабия "Повеял ветер степной".
  (Звучит запись песни)
  Учитель. Какие мысли вызывает у вас эта песня? Какие картины рисует ваше воображение, когда вы ее слушаете? Именно об этом сейчас напишем сочинение-миниатюру "Слушая песню "Повеял ветер степной"...
  (Снова включаем запись, но уже тихо, и ученики пишут сочинение-миниатюру. После этого - чтение несколькими из них своих произведений.)
  Учитель. Еще много можно говорить о стрелецкие песни - и о печальных "Журавлей" братьев Лепких, и песни поэтов стрелкового коша Юрия Шкрумеляка и Олеся Бабия, и о том Когда вы умирали,
  Вам колокола не играли.
  Никто не плакал
  Над вами.
  Лишь в чистом поле
  Ревели пушки, И звезды на небе
  Умывались слезами
  Михаила Кураха.
   
  Урок подходит к концу, но нельзя обойти стрелковой песни, которую поют и слушают стоя - "Ой в лузе красная калина". Прежде всего - внимательно прочитайте произведение. Дайте ответы на вопросы:
  1. Как изображено в песне Украину? С чем она сравнивается?
  2. В каких словах отражено героику борьбы украинского народа за свое освобождение?
  3. Раскройте основную мысль песни.
  Учитель. Да, в этой песни непобедимым аккордом звучит вера в то, что мы с вами "тую стрілецькую славу сохраним" и нашу славную Украину - "развеселим". Я надеюсь, вам понравились стрелецкие песни и вы выучите наизусть хотя бы одну из них. А еще - научитесь рассказывать об авторах песен. В этом вам поможет материал учебника (с. 16-17). Это - ваше домашнее задание. А закончим сегодняшний урок песней, о которой только что говорили,- "Ой в лузе красная калина".
  (Все присутствующие поют песню.)