Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Нестандартные уроки по украинской литературе

Тема урока. СТРЕЛКОВЫЕ ПЕСНИ

Цель урока: средствами выразительного чтения и пения воссоздать красоту стрелецких песен; способствовать совершенствованию навыков школьников делать анализ поэтических произведений, пониманию глубины содержания песни, воспитанию у детей чувства гордости за героическое прошлое своего народа.

Оборудование. Фонозапис песни "Повеял ветер степной", иллюстрации к стрелецких песен, портреты поэтов-сечевых стрельцов.

Записи на доске.

- Дата, тема урока.

-"Пролетела стрелковая песня через все преграды - страха, голода, репрессий, депортаций, даже разрушения стрелецких могил - и в неповрежденном виде передалась нам как память и стимул к новой борьбы за национальное возрождение..."

Роман Иванычук

Толковый словарик к уроку:

Депортация - принудительное выселение с постоянного места жительства.

Кадра - сборный пункт, куда стрельцы возвращались с поля боя, из отпусков, после лечения.

Репрессия - подавление, наказание.

Домашнее задание. Проработать материал в учебнике (с. 16-17 - пересказывать). Выучить наизусть любимое стрелковое песню.

Ход урока

Учитель. Наш урок, как всегда, начнем литературной пятиминуткой. Что интересного вы услышали, прочитали о литературной жизни в Украине?

(Ученики во время пятиминутки рассказывают о новых книгах, празднования юбилеев писателей, интересные радио - и телепередачи.)

Учитель. Это были короткие сообщения о новостях литературной жизни, а теперь запишите тему сегодняшнего урока и ознакомьтесь с толковым словариком.

Учитель. Прошумели века над нашей землей. Кто только не стремился захватить ее! Кто только не хотел уничтожить нашу культуру, наш язык! И мы не погибли. И знаете, почему? Потому что мы имели песню, народную песню. В ней мы всегда жили как нация. В ней всегда жили наш украинский дух и наша история. Какие жанры народной лирики вам уже известны?

(Рассказы учащихся, оценивания их ответов.)

Учитель. А какие піджанри выделяют в социально-бытовых песнях?

(Ответы учащихся.)

К социально-бытовым относятся и стрелецкие песни - содержательные, эмоциональные, мелодичные. Прекрасно охарактеризовал стрелковое песню выдающийся украинский писатель Роман Иваничук. (Зачитывание цитаты.) Кто же они, сечевые стрельцы, - те, кого еще недавно называли стаей украинских буржуазных националистов?

Об этом нам расскажет учитель истории, присутствует на нашем уроке.

(Рассказ учителя истории.)

Учитель. Украинский художник и писатель, бывший сечевик Эд вард Казак вспоминал:

"Усусы (украинские сечевые стрельцы) были каким-то другим войском, которого не было больше на свете... Войско, впереди которого шли как генералы - поэты..."

И действительно, поэты Роман Купчинский, Василий Бобинський, Олесь Бабий, Юрий Шкрумеляк, Николай Мельник, Левко Лепкий и другие были и офицерами стрелковой армии, а ее кадровые офицеры Кирилл Трилевский, Дмитрий Витовский жили поэтическим словом - писали стихи.

Отец стрелковой "Сечи" Кирилл Трилевский, который выступал под псевдонимом Клим Обух, написал первую песню-марш "Гей, там на горе Сечь идет". Эту песню вы хорошо знаете и сейчас выполните ее под руководством учителя музыки.

(Звучит песня.)

Учитель.

Настроение этой песни?

- Какие события в ней воспроизведен?

- Раскройте основную мысль песни.

- С помощью каких художественных средств автору удалось раскрыть свой замысел?

А теперь продолжаем нашу работу. Обратимся к учебнику (стр. 16-17). Просмотрите статью "Стрелецкие песни" и дайте ответы на вопросы:

1. Кто и когда писал стрелецкие песни?

2. Как возникла песня "Ой и опечалились стрельцы сичовии"?

Учитель. Внимательно прочитайте песню "Ой и опечалились стрельцы сичовии". (Сначала учащиеся читают молча, а потом кто-то вслух.)

- Чего приуныли стрельцы?

- Что для них означал отступление?

- Раскройте основную мысль последней строфы.

- Какие художественные средства характерные для этой песни?

- Она близка к народной?

Учитель. Вы знаете еще одну веселую стрелковое песню "От Бережан до кадри". Об истории ее написания расскажет учитель музыки.

(Рассказ учителя музыки и исполнение песни учениками.)

Учитель. К этой песне ученики подготовили иллюстрации. Сейчас они нам их покажут и расскажут, почему именно такую иллюстрацию выполнили.

Учитель. Стрелковые песни произносили устами народа, журавлями летели в поднебесье, плакали горем человеческим:

Засумуй, трембіто,

И по всему миру,

Что пропало галичанам

Сорок тысяч цвета.

Роман Купчинский

Грустью окутаны и строки песни на слова Олеся Бабия "Повеял ветер степной".

(Звучит запись песни)

Учитель. Какие мысли вызывает у вас эта песня? Какие картины рисует ваше воображение, когда вы ее слушаете? Именно об этом сейчас напишем сочинение-миниатюру "Слушая песню "Повеял ветер степной"...

(Снова включаем запись, но уже тихо, и ученики пишут сочинение-миниатюру. После этого - чтение несколькими из них своих произведений.)

Учитель. Еще много можно говорить о стрелецкие песни - и о печальных "Журавлей" братьев Лепких, и песни поэтов стрелкового коша Юрия Шкрумеляка и Олеся Бабия, и о том Когда вы умирали,

Вам колокола не играли.

Никто не плакал

Над вами.

Лишь в чистом поле

Ревели пушки, И звезды на небе

Умывались слезами

Михаила Кураха.

 

Урок подходит к концу, но нельзя обойти стрелковой песни, которую поют и слушают стоя - "Ой в лузе красная калина". Прежде всего - внимательно прочитайте произведение. Дайте ответы на вопросы:

1. Как изображено в песне Украину? С чем она сравнивается?

2. В каких словах отражено героику борьбы украинского народа за свое освобождение?

3. Раскройте основную мысль песни.

Учитель. Да, в этой песни непобедимым аккордом звучит вера в то, что мы с вами "тую стрілецькую славу сохраним" и нашу славную Украину - "развеселим". Я надеюсь, вам понравились стрелецкие песни и вы выучите наизусть хотя бы одну из них. А еще - научитесь рассказывать об авторах песен. В этом вам поможет материал учебника (с. 16-17). Это - ваше домашнее задание. А закончим сегодняшний урок песней, о которой только что говорили,- "Ой в лузе красная калина".

(Все присутствующие поют песню.)