Тема урока. СТРЕЛКОВЫЕ ПЕСНИ
Цель урока: средствами выразительного чтения и пения воссоздать красоту стрелецких песен; способствовать совершенствованию навыков школьников делать анализ поэтических произведений, пониманию глубины содержания песни, воспитанию у детей чувства гордости за героическое прошлое своего народа.
Оборудование. Фонозапис песни "Повеял ветер степной", иллюстрации к стрелецких песен, портреты поэтов-сечевых стрельцов.
Записи на доске.
- Дата, тема урока.
-"Пролетела стрелковая песня через все преграды - страха, голода, репрессий, депортаций, даже разрушения стрелецких могил - и в неповрежденном виде передалась нам как память и стимул к новой борьбы за национальное возрождение..."
Роман Иванычук
Толковый словарик к уроку:
Депортация - принудительное выселение с постоянного места жительства.
Кадра - сборный пункт, куда стрельцы возвращались с поля боя, из отпусков, после лечения.
Репрессия - подавление, наказание.
Домашнее задание. Проработать материал в учебнике (с. 16-17 - пересказывать). Выучить наизусть любимое стрелковое песню.
Ход урока
Учитель. Наш урок, как всегда, начнем литературной пятиминуткой. Что интересного вы услышали, прочитали о литературной жизни в Украине?
(Ученики во время пятиминутки рассказывают о новых книгах, празднования юбилеев писателей, интересные радио - и телепередачи.)
Учитель. Это были короткие сообщения о новостях литературной жизни, а теперь запишите тему сегодняшнего урока и ознакомьтесь с толковым словариком.
Учитель. Прошумели века над нашей землей. Кто только не стремился захватить ее! Кто только не хотел уничтожить нашу культуру, наш язык! И мы не погибли. И знаете, почему? Потому что мы имели песню, народную песню. В ней мы всегда жили как нация. В ней всегда жили наш украинский дух и наша история. Какие жанры народной лирики вам уже известны?
(Рассказы учащихся, оценивания их ответов.)
Учитель. А какие піджанри выделяют в социально-бытовых песнях?
(Ответы учащихся.)
К социально-бытовым относятся и стрелецкие песни - содержательные, эмоциональные, мелодичные. Прекрасно охарактеризовал стрелковое песню выдающийся украинский писатель Роман Иваничук. (Зачитывание цитаты.) Кто же они, сечевые стрельцы, - те, кого еще недавно называли стаей украинских буржуазных националистов?
Об этом нам расскажет учитель истории, присутствует на нашем уроке.
(Рассказ учителя истории.)
Учитель. Украинский художник и писатель, бывший сечевик Эд вард Казак вспоминал:
"Усусы (украинские сечевые стрельцы) были каким-то другим войском, которого не было больше на свете... Войско, впереди которого шли как генералы - поэты..."
И действительно, поэты Роман Купчинский, Василий Бобинський, Олесь Бабий, Юрий Шкрумеляк, Николай Мельник, Левко Лепкий и другие были и офицерами стрелковой армии, а ее кадровые офицеры Кирилл Трилевский, Дмитрий Витовский жили поэтическим словом - писали стихи.
Отец стрелковой "Сечи" Кирилл Трилевский, который выступал под псевдонимом Клим Обух, написал первую песню-марш "Гей, там на горе Сечь идет". Эту песню вы хорошо знаете и сейчас выполните ее под руководством учителя музыки.
(Звучит песня.)
Учитель.
Настроение этой песни?
- Какие события в ней воспроизведен?
- Раскройте основную мысль песни.
- С помощью каких художественных средств автору удалось раскрыть свой замысел?
А теперь продолжаем нашу работу. Обратимся к учебнику (стр. 16-17). Просмотрите статью "Стрелецкие песни" и дайте ответы на вопросы:
1. Кто и когда писал стрелецкие песни?
2. Как возникла песня "Ой и опечалились стрельцы сичовии"?
Учитель. Внимательно прочитайте песню "Ой и опечалились стрельцы сичовии". (Сначала учащиеся читают молча, а потом кто-то вслух.)
- Чего приуныли стрельцы?
- Что для них означал отступление?
- Раскройте основную мысль последней строфы.
- Какие художественные средства характерные для этой песни?
- Она близка к народной?
Учитель. Вы знаете еще одну веселую стрелковое песню "От Бережан до кадри". Об истории ее написания расскажет учитель музыки.
(Рассказ учителя музыки и исполнение песни учениками.)
Учитель. К этой песне ученики подготовили иллюстрации. Сейчас они нам их покажут и расскажут, почему именно такую иллюстрацию выполнили.
Учитель. Стрелковые песни произносили устами народа, журавлями летели в поднебесье, плакали горем человеческим:
Засумуй, трембіто,
И по всему миру,
Что пропало галичанам
Сорок тысяч цвета.
Роман Купчинский
Грустью окутаны и строки песни на слова Олеся Бабия "Повеял ветер степной".
(Звучит запись песни)
Учитель. Какие мысли вызывает у вас эта песня? Какие картины рисует ваше воображение, когда вы ее слушаете? Именно об этом сейчас напишем сочинение-миниатюру "Слушая песню "Повеял ветер степной"...
(Снова включаем запись, но уже тихо, и ученики пишут сочинение-миниатюру. После этого - чтение несколькими из них своих произведений.)
Учитель. Еще много можно говорить о стрелецкие песни - и о печальных "Журавлей" братьев Лепких, и песни поэтов стрелкового коша Юрия Шкрумеляка и Олеся Бабия, и о том Когда вы умирали,
Вам колокола не играли.
Никто не плакал
Над вами.
Лишь в чистом поле
Ревели пушки, И звезды на небе
Умывались слезами
Михаила Кураха.
Урок подходит к концу, но нельзя обойти стрелковой песни, которую поют и слушают стоя - "Ой в лузе красная калина". Прежде всего - внимательно прочитайте произведение. Дайте ответы на вопросы:
1. Как изображено в песне Украину? С чем она сравнивается?
2. В каких словах отражено героику борьбы украинского народа за свое освобождение?
3. Раскройте основную мысль песни.
Учитель. Да, в этой песни непобедимым аккордом звучит вера в то, что мы с вами "тую стрілецькую славу сохраним" и нашу славную Украину - "развеселим". Я надеюсь, вам понравились стрелецкие песни и вы выучите наизусть хотя бы одну из них. А еще - научитесь рассказывать об авторах песен. В этом вам поможет материал учебника (с. 16-17). Это - ваше домашнее задание. А закончим сегодняшний урок песней, о которой только что говорили,- "Ой в лузе красная калина".
(Все присутствующие поют песню.)