Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Краткое изложение произведения

ЛИТЕРАТУРА 70-90-х ГОДОВ XIX СТ.
КАРПЕНКО-КАРЫЙ ИВАН
Мартын Боруля


 



Мартын Боруля, богатый шляхтич, чиншовик (тот, кто платит за аренду земли какому-то другому владельцу), просит поверенного Трандалєва прочитать документ, где указано, что «Дворянскоє депутатскоє собрание» относит его, Борулю, к дворянскому роду и дает на утверждение в Сенат. Поэтому надо еще раз подать в суд на Красовского, который его, «уродзоного шляхтича», назвал быдлом, а сына - теленком. Мартин говорит, что не пожалеет никаких денег, чтобы посадить Красовского в острог.

Трандалєв рад, что нашел себе такую бесхлопотный работу, которая еще и прибыль хорошую дает: он ведет дело Борули против Красовского, а дело Красовского против Борули.

Мартин просит сына Степана, который служит в земском суде, чтобы тот привез ему своего знакомого чиновника Націєвського как жениха для дочери Марыси. От Марыси он требует, чтобы называла родителей не «папа», «мама», а «папінька», «мамінька» или «папаша», «мамаша» - по-дворянском, чтобы не бралась к тяжелой работе, а то руки испортит себе, вела себя, как барышня.

Марыся и Николай, сын другого богатого шляхтича, Гервасія Гуляницкого, любя друг друга, решают сказать родителям о свадьбе. Степан рассказывает Николаю, что он работает на службе, как изучает наизусть «бумаги», как потом с друзьями развлекается, попивая «трьохпробну» (водку) и пели «крамбамбули» (романсы). Мартин, увидев Николая, говорит Степану, что теперь, когда они почти дворяне, простой парень ему не товарищ, у него другая дорога.

Боруля посылает со Степаном Емелю, приказав поэтому одеться лучше - в сапоги и добрый кобеняк, запрячь лучших лошадей, и заказывает привезти самовар, сахар, чай, кофе, чтобы было, как у дворян.

К Борули приходят сватать Марысю отец Николая и его кум Матвей. Но Мартин отказывает, говоря, что его дочери, почти дворянке, простой мужик не пара. Обиженные сваты идут. Боруля посылает свою женщину Палажку к Сидоровички, чтобы расспросила у той, как делают «кофій» и когда подают: к борщу, или на ночь. Сообщает также, что скоро к ним приедет чиновник - достойный для Марыси жених. Мать удивляется и отрицает, ведь дочь любит Николая, но потом соглашается, думая, что Марыся будет счастлива за господином.

Приходит Емеля из города пешком - друзья Степана его напоили, он заснул, и у него украли сапоги, кобеняк и лошадей. Мартин сердится, велит занять тачанку у соседей и поехать за женихом, и домашние чтобы готовились к празднику - помолвки.

Марыся встречается с Николаем, и тот сообщает, что ее отец им отказал, потому что не дворяне. Теперь Николаю говорят, чтобы сватал дочь Котовича. Марыся в отчаянии, но обещает любить парня и что-то придумать для их спасения. Она разговаривает с матерью и говорит, что не надо ей никакого дворянства и никаких других женихов, кроме Николая, просит заступиться перед отцом. Но Пелагея отговорок , что то бесполезно, только поссорятся.

Мартин запрещает дочери стирать белье, приносит от крестной матери кросна, чтобы та училась вышивать, как благородная барышня.

Приезжает Націєвський с гитарой. Марыся остро с ним разговаривает, говорит, что она не барышня, что любит другого. Націєвський говорит, что все барышни от него «тают», растает и она, как познает ближе, ведь он так хорошо поет. Тем более, что уже договорились и отцом о богатый приданое (приданое).

В одиночестве Націєвський начинает сомневаться, не подсовывают ему нечестную невесту, которая ждет ребенка от другого. Подслушивает разговор Мартина с Палажкой, которые спорят, кого возьмут в кумовья, как родится ребенок, думает, что его догадки относительно невесты подтвердились, и украдкой сбегает с помолвки.

Разгневанный Боруля берет коня, догоняет чиновного жениха ее відлупцьовує его за свой стыд.

Приезжает Степан с вещами и говорит, что земский суд отменено и их всех уволили. Марыся рассказывает брату, что после того случая с Націєвським и после того, как пришла бумага от Красовского, чтобы выбирались с его земли, отец совсем занемог. Решают позвать давнего товарища Гервасія, чтобы поговорил с Мартином.

Боруля едва выходит в горницу. Все его уговаривают покинуть мысли о дворянстве. Тем более, что из Сената пришел отказ, потому что в одном из документов написано не «Боруля», а «Берулля».

Мартин просит принести папку с бумагами и сжигает их в печке, плача и приговаривая, что тысяча рублей сгорела, половина хозяйства пропала, а он все-таки остался быдлом.

Гервасий просит благословить детей - Николая и Марысю до брака. Пусть хорошо учат своих детей, то и станут дворянами.

 

Комментарий

Трагикомедия И. Карпенко-Карого «Мартын Боруля» уже более ста лет не сходит со сцены. Секрет ее долголетия не только в великолепных комических эпизодах, а в том, что драматург затронул одну из вечных проблем - подмену личностных этических ценностей (честность, порядочность, трудолюбие, любовь) сословной принадлежностью (уважением за образом). От своего стремления стать «по бумагам» дворянином пострадал и сам Боруля, и его семья. Марысю едва не от дали замуж за бедного повесу, но чиновника, дворянина Націєвського Степан занимался чужой ему делом, их чуть не выгнали с арендованной земли. И сам малограмотный Мартин, и его родные не понимают сути высшего класса, и в своем старании формально приравняться к ним смешные. Каждый должен заниматься тем делом, к которому он имеет наклонности и способности.

ИВАН КАРПЕНКО-КАРЫЙ

(1845-1907)

 

Родился будущий писатель в с. Арсеньевка Бобринецкого уезда на Херсонщине в семье обедневшего мелкого шляхтича, управляющего барского имения. Иван учился в Бобринецком уездном училище, затем работал писарем, позже стал канцеляристом городской управы. Далее - служба в уездном суде, а когда переехал идо Елисаветграда, начал работать столоначальником уездного полицейского управления.

Очень увлекался театром, участвовал в любительских спектаклях, публиковал литературно-критические статьи, стал членом нелегального И кружка народовольцев.

В 1870 году. Карпенко-Карый (псевдоним Карпенко - от отца. Карий - от имени любимого героя пьесы Т. Шевченко «Назар Сто доля». Именами из этого произведения Иван Карпович назвал и своих детей - Назар и Галя) женился на Надежде Тарковской. Начал печатать свои произведения и был уволен «за неблагонадежность» с должности секретаря полиции. Поступил в труппу М. Старицкого. В 1884 году его арестовали и сослали в Новочеркасск, где он работал кузнецом, переплетчиком и писал пьесы.

Были опубликованы его пьесы «Бондаривна», «Умный и дурак», «Наймичка», «Бесталанная», «Мартын Боруля». В 1887 году, получив разрешение на увольнение, поселился на хуторе Надежда (названном в честь жены) Елисаветградского уезда. Стал актером в труппе своего брата М. Садовского, затем выступал со вторым братом П. Саксаганским, написал комедию «Сто тысяч». В 1897 году составил «Записку к съезду сценических деятелей» о преследовании украинского театра, которую провозгласил в Москве П. Саксаганский. В 1899 году Карпенко-Карым была написана историческая трагедия «Савва Чалый». Создав собственную актерскую труппу, драматург написал для нее пьесы: «Хозяин», «Суета», «Житейское море» и др.

Заболев, уехал в Германию и там умер. Похоронен возле своего хутора.

Благодаря артистической семье Тобилевичей (три брата с женами, их сестра Мария были замечательными актерами) в Украине возник профессиональный театр с богатым репертуаром, настоящей украинской драматургией.