Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Субъект в литературе - литературный субъект, наратор (повествователь, рассказчик), лирический субъект или персонаж. С ул. характеризуют: 1) он создан писателем в соответствии с требованиями литературного рода и жанра, а также в соответствии с авторских эстетических принципов; 2) составляет определенный аспект произведения - основной или второстепенный, где вступает в связь с другими его составляющими; 3) существует в языковой форме; 4) может находиться во взаимосвязях между собой. Каждая из этих категорий может находиться также в определенном отношения с автором как создателем произведения, быть его дублером или резонером и выражать его позицию. В таком случае произведение приобретает автобиографических примет. Субъективная категория может также усамостійнюватися относительно писателя и функционировать в произведении как автономная лицо с чертами, обусловленными его художественным замыслом и мировоззренческими принципами. Отдельные субъекты могут вступать с автором в диалогические отношения, тогда они занимают в отношении него партнерский статус. Каждая из упомянутых субъектных категорий имеет свои собственные черты, которыми отличается от других. Субъект литературы в этом смысле двойственный: является составным элементом произведения и одновременно предоставляет ему целостности. Категория наратора (рассказчика) касается главным образом эпоса и очерчивает высшее (надрядну) инстанцию, которая гласит, релятивізуе события в независимом от наратора и его нарации мире. Лирический субъект иначе, чем наратор, выражает, проявляет и коммуницирует в форме монолога субъективные переживания, содержанием которых является его внутренний мир, взаимоотношения с другими субъектами или внешнюю среду, однако центром этих переживаний остается скрытое или явное, выраженное косвенно или напрямую субъективное. Древние концепции С в л. признавали индивидуальность, самтожність и неизменность того "Я" и видели в нем центр всех актов мышления, чувства и воли, проявлением которых могла быть внешнее поведение субъекта: речи, отношение к окружающему миру, поступки, отношение к другим индивидов и сообществ. Новейшие направления, такие, как структурализм, постструктурализм, деконструкціонізм или постмодернизм, сделали проблематичным центральное значение, приписываемое до сих пор субъекту в литературе. Появились версии о децентрализации субъекта, его расшатывание, нехватка самтожності, о изменчивость и текучесть "Я", случайность содержания, что его исполняет. Утвердилась мысль о потерянном и уничтожено "Я". Крайнего вид она приобрела в доктрине о "смерти субъекта", выразителями которой в меньшей или большей степени стали З.Фрейд, Ж.Лакан, К.Леві-Стросс, Р.Барт, У.эко, Ж.Дерріда. Более умеренную позицию в дискуссиях о субъект заняли М.Бубер и М.бахтин. Они, излагая мысли о постоянстве и монолитность рис субъекта, доктрину о его смертность, трактовали субъективность в понимании содержания и проявления интереса объективных связей и взаимовлияний. Эта концепция в науке о литературе сказалась на отходе от категории субъекта как самостоятельного и самодостаточного существа, способного к существованию в изоляции, в замкнутых и непроницаемых границах собственного "Я". Одновременно обращено внимание на важное значение в писательской практике категории субъекта и между субъектных отношений, а также на то, что концепция субъекта производит вместе с другими факторами решающее влияние на характер литературных направлений и школ. Исследованиями субъекта в литературном творчестве занимается антропология литературы.