Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

НИКОЛАЙ ХВЫЛЕВОЙ
Основы творчества Николая Хвылевого


В 1925-1928 годах главным событием украинской культуры была литературная дискуссия, где происходило столкновение просветительской модели литературы и европейской (модернистской). Самым авторитетным сторонником второй позиции был Николай Волновой.
Название основанной им ВАПЛИТЕ (Свободной академии пролетарской литературы) - была аллюзией на Академию Платона. Главное правило заседаний этой літорганізації - абсолютная свобода суждений.
Волновой отстаивал эстетскую литературу, потребность усвоить знания Европы и ее психологию, стать психологическим европейцем. Эмблема европейской психологии - Фауст, для которого характерна мужественная целостность, высокий идеализм, абсолютный интеллектуализм. Фауст мыслит в ситуациях, где не способен мыслить никто. Однако интуиция Фауста возвышает его ум более.
Пропагандируемый писателем витаизм - это вечный бунт, себенаповнення к краю, жизнеутверждения, "стремление жить подесятереним жизнью" (А. Блок). Это обреченность на бессмертие, опьянения от настоящей жизни, романтика прорыва в бессмертие. Художник утверждал необходимость азарта, как путь бессмертия. Для него нет "золотой середины" - надо идти только по краю. Риск и экстрим - эмблема этого стиля.
Волновой отстаивал необходимость политического суверенитета Украины, критиковал идею "старшего брата", подражание русской литературы. На доведение этого он указывал на специфику украинской и русской души. Писатель выступал против чрезмерной сентиментальности украинца, неумение смотреть правде в глаза.
Революционер-идеалист, Волновой доверяет революции, верит, что она приведет к гармонии. Проблема революционеров Волнового-в попытке раздвоенную душу воспроизвести как целое. Сам Волновой страдал неврастенией, его мучили ужасные галлюцинации. Исключительно одинок, он строил жизнь на основе жизни своих персонажей и равнялся на лозунг Фридриха Ницше: "Если нельзя гордо жить, то надо гордо умереть".
Вмешательство политиков положило конец литературной дискуссии, а выстрел в висок - конец творческом пути украинского европейца Николая Волнового.