Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



СОЧИНЕНИЯ НА СВОБОДНУЮ ТЕМУ
11 класс

«Чти всегда следы прошлого» (латинское изречение)

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

О. С. Пушкин

Академик Д. Лихачев в своих «Письмах о добром и прекрасном» писал о том, что память и знание прошлого, заполняя мир, делают его более интересным и значительным, что без прошлого мир для людей пустой. Знание исторического прошлого он называл «четвертым очень важным измерением мира».

Эти знания начинаются с интереса к тому, что непосредственно окружает человека. И в первую очередь это знание своей родословной, своих корней. Для меня это не абстрактные понятия. Мне с детства рассказывала бабушка про моих предков, показывая старые черно-белые фотографии. По материнской линии они были крепостными. Моя прапрабабушка, дочь украинских крестьян-крепостных, похоронена на сельском кладбище под Харьковом. Моя прабабушка, школьная учительница, похоронена рядом с ней. Мой прапрадед был расстрелян как враг народа в 1937 году. В советское время он преподавал музыку и пение в сельской школе, хотя и имел музыкальные способности, не имел никакого специального образования. До революции, кроме земледелия, занимался тем, что руководил церковным хором. За что и поплатился жизнью в сталинскую эпоху. Мой прадед погиб во время Великой Отечественной войны ушел на фронт в 1941-м, плен, побег из плена к своим, оказался в штрафном батальоне, а в конце 1943 года погиб.

На старом кладбище у нас лежат только женщины. Могил прадедов мы не знаем. И есть ли они? Так сложилось, что в нашей семье два поколения женщин растили и воспитывали своих детей без мужчин. И не только своих: после предков, которые были крепостными и неграмотными, все последующие поколения работали и продолжают работать на ниве образования. Среди моих предков - сельские и городские учителя, преподаватели вузов и техникумов. Надеюсь, что и я не стану исключением.

Прошлое... Без него, как известно, нет настоящего, нет будущего. Человек одинок, если рядом нет людей, с которыми у нее общее прошлое. «Жизнь - то не мгновенность существования», - напоминает старый академик молодым. Он учит нас сохранять историю, бережно относиться к ней. Верно оценивать прошлое, не пытаться переписывать историю, стремясь зачеркнуть все то, что с нынешних позиций кажется ошибками, оманами.

С двадцатых годов прошлого столетия Украину (и не только ее) душил коммунистический, тоталитарный, бесчеловечный по своей жестокости режим. Это известно всем, оценивается почти всеми однозначно. Но находятся такие, которые в этих твердых оценках заходят слишком далеко. Так, за те страшные десятилетия сформировался «гомо советикус», но я всегда спорю, когда его называют «гомо хамус». Возможно, и такой тип сформировался, но... можно Ли так говорить о всемирно известных ученых и деятелей искусства тех времен? Или о наших воинах, которые на своих плечах вынесли страшную войну с фашизмом? Или о миллионах честных тружеников, стояли у станков, строили, сеяли и собирали урожай? Народ жил не «благодаря», а «вопреки»: вопреки репрессиям и розстрілам, вопреки забитым до невозможного лагерям и в'язницям, вопреки всем искусственно создаваемым голодоморам. их всех окрестить «гомо хамус» - это пойти против исторической правды, это значит, не уважать следов своего прошлого. Нужно уметь отделять зерна от плевел, не переносить на весь народ вину за злодеяния его далеко не лучшей части. Историю не перепишеш. ее нужно знать и верно оценивать. Уважать из прошлого, если его исторические оценки не однозначны, будем только то, что оставило добрый след.

Таких добрых следов прошлого и в жизни страны, ее народа, и в жизни каждого человека гораздо больше, чем темных пятен. Из тех, кто не знает своих корней, кто остается без родной почвы, который хранит следы прошлого, не вырастет настоящий гражданин.