10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
МИХАИЛ КОЦЮБИНСКИЙ
Показ противоречивых сторон действительности через самоанализ главного героя новеллы Михаила Коцюбинского «Intermezzo»
Новелла М. Коцюбинского «Intermezzo» занимает особое место не только в творчестве выдающегося писателя, но и в украинской прозе в целом. Это одновременно и социально-психологический, политический произведение, и лирическая симфония, и лирическая драма в прозе, и пейзажная новелла, и эстетический, философско-политический трактат. В новелле гармонично переплелись философские мотивы и лиризм, и это переплетение раскрыло нам лирического героя, мир его чувств и настроений. Это через его повествование определяет Коцюбинский две противоречивые действительности - жизнь на лоне природы, взаимоотношения человека с природой и социальные обстоятельства, человеческое горе. Мы видим степное украинское село, его прекрасную природу и сложные, нерешенные социальные проблемы в ходе революции 1905-1907 годов.
Свой авторский замысел писатель реализует через глубокий самоанализ центральной фигуры произведения - образ главного рассказчика. Это - интеллигент, общественно-политический деятель, который приехал в деревню на отдых, на своеобразное Intermezzo. Перед нами предстает человек высокой духовной культуры, тонко понимает красоту и величие природы - солнца, земли, неба, поля. Своими чувствами от общения с природой он щедро делится с нами, но подает их через философские размышления, и тем самым заставляет и нас задуматься над действительностью. Поэтому, видимо, новеллу нельзя читать поверхностно, невнимательно, она захватывает, оставляя незабываемое впечатление.
Уже с первых строк произведения мы становимся свидетелями сложного самоанализа героя, что жалуется на свою усталость, на удручающе человеческое окружение, на кажущуюся человека, с которым не может разминуться, чтобы стать одиноким: «я устал», «меня утомили люди», «я не могу быть одиноким».
Этими высказываниями автор подчеркивает зависимость человека от общества. Далее психологический самоанализ углубляется: оказавшись в одной из десяти черных комнат, герой не может избавиться от странного ощущения, что за ним кто-то следит в пустом доме. Он не может заснуть, его преследуют воспоминания о трагических событиях, произошедших после революционных выступлений в время реакции: «Вот я их уже вижу. Ба, ба! Как вас много...»
Это расстреляны, повешены, трупы которых потом бросят в едва прикрытые ямы. Мы понимаем, что рассказчик был не только свидетелем, но и деятельным участником революционных событий, впечатления от которых угнетают его душу.
. ..И на утро солнечный свет уничтожает ночные грезы, рассказчик с приподнятым настроением осматривает сельское окружающей среды: «Ах, как много всего: неба, солнца, веселой зелени». И уже теперь в философский смысл новеллы вплетаются четыре пейзажи: пейзаж села, описание которого Коцюбинский завершает суждением о течении времени и движения; образ солнца, наделенного чертами живого существа, которое возвеличивает рассказчик-философ; земля, которую герой считает близким себе существом («Она моя. Всю ее, большую, роскошную, созданную уже, - я всю вміщаю в себе»); и картина летнего поля, его симфония. Так предстает перед нами один из персонажей произведения - живая природа и ее взаимоотношения с человеком. Это - одна сторона деятельности.
Вторая - человеческое горе, социальные обстоятельства. Эту сторону раскрывает нам крестьянин, который каждый день видит народная жизнь со всеми его бедами. Разговор с ним убедила рассказчика, что он не имеет права искать одиночества, тишины и покоя, стать свободным от общества. Поэтому так убедительно звучат слова героя в конце произведения: «Прощайте. Иду между людьми. Душа готова, струны тугие, наладжені, она уже играет».
И вот уже и мы, читатели, перехоплюємося оптимизмом и верим в силы героя, понимая и разделяя с ним искреннее стремление служить своему народу, своей земле.
|
|