Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Драма как жанр - пьеса социального или бытового характера с острым конфликтом, который развивается в постоянном напряжении. Герои - преимущественно обычные, рядовые люди. Автор стремится раскрыть их психологию, исследовать эволюцию характеров, мотивацию поступков и действий. ее зарождения можно заметить в драматургии античности ("Ион" Еврипида). Часть литературоведов считает, что Д. как отдельный жанр возникла лишь в XVIII в. Первыми теоретиками Д. стали д. дидро, Л.-С.Мерсьє и Г.-Е.ЛессінГі которые обосновали ее специфику и значение для развития литературы и театра. Они же и первыми воплощали в жизнь теоретические положения, дав миру так называемую мещанскую драму (д. дидро - "Внебрачный сын", "Отец семейства"; Л.-С.Мерсьє - "Дезертир", "Малоимущий"; Г.-Е.Лессінг - "Мисс Сара Сампсон", "Эмилия Галотті"). В основе этих произведений лежали семейно-родственные конфликты. На рубеже XVIII-XIX вв. мещанская Д. в западноевропейской литературе претерпела серьезных изменений. В ней преобладает дидактическое начало, герои существуют в тесном семейном микромире. Постепенно в мещанской Д. усиливаются мелодраматические элементы, прослеживается зарождение нового жанра - мелодрамы. В литературе XIX в. доминировала реалистическая Д. (А.пушкин, Н.гоголь, А. Островский, Л. Толстой, А.Чехов). Наряду с реалистичной Д. (Р.Роллан, Дж.Прістлі, ПИ. О'Кейсі, А.миллер, В.Гавел) важную роль играет интеллектуальная Д., связана с философскими принципами экзистенциализма (Ж.-П.Сартр, Ж.Ануй), а также Д. абсурда. В украинской литературе Д. появляется в начале XIX в. ("Наталка Полтавка"И. Котляревского, "Простак" В.Гоголя, Быт Малороссии"в первую половину XVIII столетия" Т.М. (криптонім не раскрыто), "Чары" К.Тополі, "Черноморский избит" Я.Кухаренка, "Купала на Ивана" С.Писаревського). Во всех этих произведениях проявились, с одной стороны, черты школьной драмы, вертепа, присущие украинской драматургии предыдущей эпохи, а с другой - учтен опыт западноевропейской Д. конца XVIII ст. Идейно-тематические горизонты упомянутых произведений ограничивались кругом любовно-родственных взаимоотношений. Однако, как и в европейской Д., заметными были и шаги к реалистичного отображения действительности. Впоследствии через обстоятельства семейного плана поднимались важные общественные проблемы ("Назар Стодоля" Т.шевченко, Лімерівна" Панаса Мирного). С 80-х XIX в. наблюдается расширение идейно-тематических горизонтов Д., появляются произведения из жизни интеллигенции, жителей города, поднимаются проблемы взаимоотношений села и города ("Не судилось"М.старицкого, "Пока солнце взойдет..." М.Кропивнипвкото, "Житейское море И. Карпенко-Карого, "Украденное счастье" И.франко, "Нахмарило" Б.Грінчєнка). На рубеже XIX-XX вв. преобладает социально-психологическая Д. Потом, как отклик на общественно-политическую ситуацию начала XX в., возникает политическая Д. Человеческие характеры исследуются драматургами в экстремальных условиях ("Кассандра" Леси Украинки).

Именно в творчестве Леси Украинки едва ли не впервые в украинской драматургии достигает своего апогея интеллектуальная, неоромантична Д., в которой внимание с бытовых обстоятельств переносится на психологию персонажей, довольно сложные и утонченные интеллигентные переживания. Новым шагом в развитии Д, стало творчество в. Винниченко, который настойчиво разрабатывал морально-этическую тематику, стремясь осмыслить общественно-политические проблемы средствами психологической драмы ("Молодая кровь", "Черная Пантера и Белый Медведь"). Самым выдающимся представителем украинского ренессанса в Д. стал Н.кулиш ("Зона", "Патетическая соната", "Вечный бунт", "Маклена Граса"). Активно развивался этот жанр в послевоенные годы. Социально-бытовая и психологическая Д. доминируют в творчестве М.Зарудного, а. коломийца, Ю.Щербака, Ларисы Хоролец, О.Корнієнка.'