Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ТАРАС ШЕВЧЕНКО

«И оживет добрая слава» (за посланием Т. Шевченко «И мертвым, и живым...»)

Известное послание «И мертвым, и живым...» гениальный Кобзарь посвятил тогдашней интеллигенции. Получая образование за рубежом, зная несколько иностранных языков, держа домашние театры, провозглашая волю крепостным, «малороссийские» дворяне фактически отошли от родной культуры, начали забывать историю предков. Представители интеллигенции восхищались достижениями других народов, отрекшись от всего отечественного.

Имел ли Шевченко право так болеть за украинскую культуру? Ведь и действительно, в середине XIX ст. Украина не имела еще такого развития, которое видели за границей представители украинской интеллигенции. Конечно, ограничиваться только знанием истории собственного народа неуместно и вредно. По моему мнению, поэт это понимал и хотел найти пути развития собственной страны на основе всемирного опыта. Сам Кобзарь был высокообразованным человеком. Знал античную культуру, поэзию Байрона и Шекспира, труды и деятельность французских и польских историков, вспоминал в поэме Коллара и Шафарика. Собственным примером Шевченко утверждал мысль о том, что восхищаться достижениями иностранной культуры и науки слишком мало, необходимо «землячкам» направить все свои усилия на воссоздание собственной истории. Потому что чаще всего они привозили в Украину «больших слов большую силу и более ничего». Обращаясь к псевдопатриотам, автор гневно произносит:

В чужом краю

Не ищите, не спрашивайте

Того, что нет

И на небе, а не только

На чужом поле.

В своем доме своя и правда,

И сила, и воля.

Т. Шевченко осуждал либеральную интеллигенцию, которая не знала собственной истории, надеясь на то, что ее «немец напишет» украинцам. Осуждал их чувства покорности, неполноценности. Поэт призывает изучить историю родной земли, деяния выдающихся лиц:

Прочитайте снова Тую славу. И читайте От слова до слова, Не обходите ни титлы, Ниже той комы.

Путь национального развития украинцев всегда был устлан терниями. Народ, обокраденный и подневольный, снова и снова поднимался на борьбу против несправедливости и насилия.

В то же время автор предостерегает от слепого заимствования всего иностранного, потому что теряется связь с истоками отечественной истории. Атак необходимо было обратить внимание на изучение эпохи гетманщины - своеобразной школы демократического уклада, летописей - жемчужин наследия славных предков, трудов Карамзина, М. Костомарова. В то же время Т. Шевченко осудил государственную позицию некоторых гетманов, которые были «рабы, подножки, грязь Москвы».

Проблемы, которые затрагивались поэтом в XIX ст., остаются актуальными и сегодня. Историю Украины не изучали долгие годы ни в школах, ни в высших учебных заведениях. Известный украинский кинодраматург Александр Довженко отмечал, что даже немцы во время Великой Отечественной войны были уверены в отсутствии настоящих патриотических чувств нашего народа: «Они не изучают истории. У них от слова нация остался только прилагательное». Действительно, был период, когда стеснялись родного языка, без которой «наш край - территория, а не Вкраина».

К счастью, сейчас происходит процесс возрождения национальной культуры, науки, построения суверенной Украины.

Слова Т. Шевченко и сегодня направлены в будущее:

И оживет добрая слава, Слава Украины, 1 мир ясный, невечірній Тихо засияет...

«Учитесь, читайте, И чужому научайтесь, Й свого не цурайтесь...»

Не ищите, не спрашивайте

Того,.что нет

И на небе, а не только

На чужом поле.

В своем доме своя и правда,

И сила, и воля.

Национальный гений украинского народа Т.Г. Шевченко сделал большой, можно сказать, неоценимый вклад в духовную сокровищницу человечества.

Став символом своей эпохи, он вывел украинский язык на мировой уровень. Мы искренне восхищаемся фигурой великого Кобзаря, его общественной принципиальностью и моральной чистотой, чувством социальной и национальной справедливости, прозрением мысли и высотою духа. Незабываемым для всего мира на все времена поэт стал благодаря своей национально-политической и философской поэзии. Его мучил национальный боль, что придал особого характера мотиве национальной самокритики, «национального стыда». Кажется, что в его строках чувствуется стук унывающего сердца. Слова, выхваченные из глубин открытой и щедрой души, обращаются к нам взволнованно и правдиво. Решительный призыв к просвещения чувствуется в строках его произведений, ведь народ, не освященный в храме науки, не имеет будущего. Шевченко справедливо считает, что образование должно быть всесторонним, підкріплюватись высокой нравственностью. Но как на это не похожа реальность, которая окружает Кобзаря: это верхушка, избалованная и беспринципная, вместо того, чтобы содействовать развитию науки и прогресса, только на словах поддерживает передовые теории, а наделе только кожу дерет «с братьев незрячих гречкосеев». Конечно, господствующей верхушке невыгодно распространять образование среди простых людей, ведь эти знания могли пробудить сознание народа. Для него это новый повод для размышлений о правде и кривде, богатство и бедность.

Именно тех особенно осуждает Шевченко, кто, получив за рубежом образование, зная иностранные языки, имея даже домашние театры, остался, по сути, жестоким кріпосником, тех, кто из-за границы привез «больших слов большую силу, и более ничего».

Кобзарь пытался доказать, что каждый народ должен иметь свою национальную гордость, мораль, освященную вековыми традициями. Он последовательно отстаивал развитие украинской национальной культуры, считал, что культура каждого народа имеет свои характерные черты, которые базируются на истории родного края. Именно она отражает своеобразие состояния нации.

Острый меч своего пламенного слова Тарас Шевченко направил против лжепатріотів, которые читали Шафарика, Коллара, знали все славянские языки, кроме своего родного. Что ждет такую нацию в будущем? Каким может стать народ, который забывает свои корни? Поэт-пророк с болью напоминает народную мудрость:

Кто мать забывает. Того Бог наказывает, Того дети сторонятся, В дом не впускают...

Вот с такой забытой матерью Шевченко сравнивает украинскую культуру, от которой так легко отреклись ее сыновья. Не должен наш народ, которому столько пришлось перенести унижений, боли и страданий, потерять чувство национального достоинства, стать Иванами без роду и племени, которым безразлично, на каком языке они говорят. А «правнуки плохие славных прадедов великих» не должны забывать, что «в своїй хаті своя й правда, і сила, і воля».

Человек, оторванный от своей родной культуры, задохнется, как древнегреческий Антей, которого Геракл оторвал от матери-земли.

Насквозь пропитан любовью к национальному Т. Шевченко имел твердое убеждение, что культура каждого народа базируется на своеобразном почве, который надо изучать, обогащая себя знанием мирового опыта, таким образом развивая свою культуру.

Шевченко хотел видеть своих соотечественников образованными, свободными, полными достоинства, поэтому и призвал украинцев к всесторонней просвещения и сознательного патриотизма. Поэт верил: нужно только приложить немного усилий, чтобы обогатить свой ум и душу - то все это непременно станет реальным.

Гневно клеймя «рабов и підніжків», что стыдятся своей культуры, поэт отстаивал свои гражданские принципы. Именно в этом аспекте он поднялся величием своего духа не только над современниками, но и над целыми поколениями украинцев, ведя к познанию приподнятости духа собственного народа.