Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

МАКСИМ РЫЛЬСКИЙ
Поэтическое выражение любви к земле в произведениях М. Рыльского

Максим Рыльский начал свое творчество в «грозди п'ятірному» неоклассиков. Их высокая школа очень благодарно сказалось на поэтическом мастерстве этого тонкого и изысканного лирика. Даже в тех произведениях, которые он был вынужден написать в угоду идеологам от литературы (а таких «стихов» у него немного, да и те написаны с целью защитить себя от травли за «буржуазність»), Рыльском не изменяет чувство меры и хорошего вкуса. Там, где ему не надо было заботиться о идеологическую выверенность, а такой отдушиной всегда была для «советских поэтов» пейзажная и интимная лирика, он создал немало прекрасных стихов.
Мотив гармонии человека и природы Максим Рыльский интерпретирует чрезвычайно интересно и оригинально. Красота окружающего мира, извечная загадочность природы - неиссякаемый источник вдохновения для поэтов. На удивление чувствителен к красивого и гармоничного вокруг себя, Рыльский мастерски переливал тонко уловленные природные краски и звуки в стихотворные строки. В его любви к природе есть что-то сыновнее, трепетное, непосредственное:
 
Она - не только тема стихотворения
Или картины, -
В ней есть высоты незміримі
И святые глубины.
Она - это мать. Будь же сыном,
А не эстетом,
И станешь ты не папіряним -
Живым поэтом!
 
Если для лирики Павла Тычины характерны весенние настроения, то пейзажная поэзия Максима Рыльского скорее позволяет назвать его певцом осени:
 
Запахла осень вялым табаком,
И яблоками, и тонким туманом, -
И свежие астры над песком румяным
Сияют по одчиненим окном.
 
Такая «осінність» его пейзажной лирики вовсе не означает безнадежности в ожидании неотвратимости зимы, в угасании природных красок и следующем глубоком сне. Осень у поэта - символ зрелости и мудрости, ибо сумасшествие весны и жаркая истома лета уже знакомые сердцу. А все, что пережито, перелюблено, передумано до осенних дней, уже называется - опыт. Все, что цвело весной, вращается плодом. Все, что приобрел или потерял, учит ценить с расстояния осень жизни. «Умеет расставаться тот, кто умел любит...» («Яблоки поспели»).
Но не следует думать, что человеческое сердце, укутанное опавшим осенним листом, отныне обречено лишь на то, чтобы утешаться воспоминаниями и составлять счета своим достоянием и потерям. Даже глубокий сон природы не останавливает тех живлющих соков, что бурлят в ней. Сердце же человеческое и подавно: способность чувствовать, любить, верить бессильны остановить ни упокореність осени, ни холодные вздохи зимы («В теплые дни сбора винограда», «В сумерках осенней аллеи»). Осень не властвует безраздельно в пейзажной лирике Рыльского. Весенний ветерок тоже навевает ему замечательные стихотворные строки:
 
Я натомився ед экзотики,
Од хитро выдуманных слов, -
А на иве серебрятся котики,
И стал холодный засинів.
Пусть я счастья не нашел того, -
Его весна несет стройная,
И держит свечу желтого воска ее кружевные рука.
(«Я натомився ед экзотики»)
 
Чувствительная к красоте поэтическая муза Максима Рыльского находит ее в любое время года. Она облагораживает и привносит своеобразный чар в предчувствие зимы («Не забуду вечера хрустящего»), открывается навстречу бешеным объятиям весны («Поле чернеет»: «куда вас деть, зеленые надежды? Вас так много - сердце порвется!»; «Весной мы ездили в поле»), купается в солнечной сливе летних дней («На белую гречку упали росы», «Полдень»), переживает светлой печалью осени («Запахла осень вялым табаком», «В сумерках осенней аллеи«...). Но непременно поэта душа гармонирует с состоянием природы, переполняется ее настроениями, дышит ее силой, мудростью, красотой.