Кто из нас в детстве не представлял себе ведьм, колдунов, домовых? Кто не мечтал ночью сходить к кладбищу, чтобы победить в себе страх?
В мир таких сказочных существ попадаем мы, когда открываем произведение Коцюбинского "Тени забытых предков". В этом произведении, как в "Лесной песне" Леси Украинки, поражают описания и природы, народные поверья, действительность переплетается с мифическими существами. Иногда читаешь и не понимаешь, в каком мире ты находишься: в реальном или мифическом.
В центре произведения - образ Ивана. Стройный и крепкий, как ель, парень, поэтическая натура. С детских лет Иван жил среди природы, воспитывался на гуцульских поверьях, легендах, сказках. Увлекаясь игрой на свирели, он пытается уловить, как Лесин Лукаш, мелодии, звучащие в природе. Его любимая Маричка изображен в ореоле музыки и песен. Дружба Ивана с Марией полная красоты и чистоты. Но почему-то в жизни никогда не бывает так, чтобы чистоту человеческих чувств не трогали грязные руки, не мешали жить. И здесь сюжет произведения перекликается с трагедией Шекспира: Маша и Иван - карпатские Ромео и Джульетта. В обоих произведениях во враждующих племенах есть дети, которые любят друг друга, но давняя вражда родов становится им на пути. Как и у Шекспира, герои Коцюбинского тают. В обоих произведениях воссоздана борьба добра со злом, звучит гимн любви.
Но Коцюбинский в сюжетную линию вплетает таинственный сказочный мир. Любовь выдается героям как самая странная загадка, что имеет большую силу над людьми.
Дружба Ивана с Марией, такой же нежной и поэтичной, как и он, полная красоты и чистоты. В их отношениях все было так просто, естественно, как мир миром, что ни одна нечистая мысль не засорила им сердца".
Этом поэтическом жизни, полном гармонии и музыки, овеянном чарами природы, Коцюбинский противопоставляет жизнь Ивана с Палагною после смерти Марички. Тяжело пережив гибель подруги, Иван через несколько лет женился. Палагна была "с багацкого рода, фудульна здоровая девка, с грубым голосом и воластою шеей". Она любила пышные одежды и заботилась только о хозяйстве. Может ли этот образ затмить образ Марички? Конечно, нет.
Вечно озабоченная своим гаданием и скотом, она не смогла понять Ивана, поддержать его лучшие порывы. Жизнь их текла, наполненное заботами о домашнем скоте, о хозяйстве, которое требовало вечной труда. Но. Ивана не удовлетворяло сытое, спокойное существование с грубой, ограниченной женой, его сушила тоска за другим, красивой жизнью, за Маричкой, что стала для него олицетворением всего поэтического, хорошего, светлого.
Автор на образах Палагны и Юры показал нам характеры жесткие, бездушные, жестокие, с другой - очень чувствительные и ранимые.
Погибла Маричка, Иван потерял радость и поэзию жизни. Все время он прислушивался к голосу, который возникал в его душе, напоминал о юности и звал к свободной поэтической любви. Он помогал ему лучше понять красоту природы, жизни, красоту нежной, чулої женской души.
Но в условиях тогдашней морали и общественных отношений все прекрасное погибает. Гибнут Иван и Маричка. Но живет человек, стремящийся к обогащению, к наслаждению животной жизнью - Палагна. Живет и Юра. Они счастливы. Проклятие всему, что дает счастье ничтожным людям и губит чулих и нежных мечтателей!
Почему? Почему автор не создал счастливый конец? Потому что такова была действительность. Коцюбинский видел в угнетенному царизмом украинскому народу поэтическую душу. 1 все время эту душу пытали.
Написала и подумала: а не наше время проглядывает сквозь эти строки? Или пытки человеческих душ характерно для каждого времени? Добро и зло, любовь и ненависть всегда шли рядом. Зло и ненависть, зависть и жестокость имели превосходство.
И все же произведение Коцюбинского проникнутый оптимизмом человеческой жизни. Автор противопоставляет злу прекрасное творение природы - Гуцульщину с ее горами, горными долинами, потоками, лесами, гуцулов с их обычаями, верованиями, поверьями.
Одухотворенный лес, горы, Черемош, необычные герои - это вечная сказка, где правда борется со злом, любовь - с ненавистью. И эта сказка не имеет начала и конца.