Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



8 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ОСИП НАЗАРУК
Проблема служения народу в исторической повести В. Назарука «Роксолана»

Все на свете выбирать, сынок.

Выбрать нельзя только Родину.

В. Симоненко



Повесть «Роксолана» писалась на протяжении нескольких лет - с 1918 по 1926 гг. Главные герои повести - Сулейман Величественный и девушка-русинка Настя Лисовски, дочь В Луки. Эти исторические фигуры жили на переломе Средневековья и Новых времен. Украинский народ, по мнению историков, переживал в это время самый глубокий упадок. Государственность была разрушена, он (народ) был беспросветной темной массой, которая в тяжелой неволе коротала свой век. И, возможно, говорит О. Назарук, «в знак того, что в украинском народу все еще кроются большие способности, Божья воля видвигнула в том времени одну женщину как самую женскую фигуру мировой истории той эпохи. Османская империя была богатым государством. Сулейман Величественный царил 46 лет. Имел огромную армию (100 000 войска, 300 военных кораблей).

После вступления на престол в войне против Венгрии утвердил себя способным вождем и врагом христианского мира. Получил Белгород, воевал с Австрией (в том походе ему товаришила его женщина Роксолана, опустошив берег Италии. Доходы его выносили около 500 миллионов аспров ежегодно. Исследователи утверждают, что «силе его не было уровня в целом тогдашним мире». Имел твердый характер, был отважный, умный и справедливый, данного слова всегда соблюдал. Любил молитву. Не подлежал никому, кроме Эль Хуррем.

Эта историческая справка поможет нам понять проблемы, которые автор поднимает в повести. Наиболее глубоко, на мой взгляд, разработана в произведении проблема служения народу. Рассмотрим ее на примере отдельных отрывков.

В комнату Хуррем зашел монах лет более пятидесяти. Благословил ее знаком креста и заговорил на родном языке о деле, близкую родной (украинский) земли! Молодая девушка стушевалась: «Как она, бедная невольниця, может помочь родному краю, из которого вышла, и народу, который мучился там. Слушала внимательно Ивана, а в голове снувалися мысли. Сулейман, которого так искренне полюбила, обладатель трех миров, является врагом правоверного народа, его предки разрушали украинские церкви... можно Ли это прощать? Трудно, очень трудно! Ведь часто видит окровавлені головы человеческие. Девушка вспомнила Спасителя, который дал душе человека свободную волю выбора между добром и злом, между верностью и ломанием ее. И тем сделал ту душу подобным к себе. Если Спаситель свою жизнь «во имя царствования добра» положил на алтарь, то, может она, Настя, дочь о. Луки Лисовского - священника при церкви св. Духа - тоже сможет отдать свою жизнь ради спасения народа, прекращение войн, сохранение православия?! Монах сказал, что Матерь Божия Воротарниця прощает все грехи, кроме одного греха сопротивление мужа, а этот грех прощает церковь Божья «по словам Христовым».

А вот второй отрывок. Диалог между Настей и Сулейманом. На вопрос Сулеймана, что она сделала бы, если бы стала обладательницей всех его земель, девушка-служанка ответила: «Я бы строила, много строила бы!».

Отвечала серьезно, но так убедительно, будто он уже обещал деньги на те строения. Что же мечтала оставить здесь, на далекой от земли Украины, пленница? Кухню для бедных, лечебницу, купелевий дом, школы для мальчиков, библиотеку, дом для умалишенных, мечеть.

Сулейман был поражен. Она вырастала в его глазах настоящую султаншу, и он заговорил: «Ты имеешь не только великий ум, но и очень доброе сердце, что не забываешь людей из страны, с которой походишь».

Роксолана свою миссию видел в том, чтобы помочь каждому независимо от национальности ее слуги никогда не шли ни греков, ни армян, ни итальянцев, ни поляк, ни других славян. Всем раздавали милостыню. Служба Хуррей уже узнавала ее земляков, которых отпускали на волю по ее просьбе, и этим бедным людям тоже раздавала милостыню. «А они родным словом благодарность султанці составляли и слезами прощали, поднятыми руками благословляли». Мать при встрече с дочерью рассказала о своих мытарствах и о том, что радовало сердце матери.

Двое людей-евреев, которые согласились организовать встречу матери с дочерью, так отозвались о Роксолане: «Красивая, очень красивая! белая, золотые волосы, синие глаза, подовжасте лицо, маленькие руки, как у ребенка, и доброе сердце имеет, так как идет, то не проходит бедных, даже наших, еврейских, хоть мы другая вера... ее карету письмами забрасывают... А ее слуги письма собирают... Наименьшее письмо, даже поцарапано рассматривают... Из-под земли виновного добывают, а невиновному помогут. Большую человечность Эль Хуррем продемонстрировала при встрече с Сулейманом после приезда матери. Слушал муж любимую жену, радовался за ее добрые поступки: «...о моя милая Хуррем,... долго будешь примером и образцом всем детям правоверным мослемів, как должны почитать своих отцов и матерей!»

Кто же она, Роксолана? По смыслу написано произведения может быть такой вывод: Эль Хуррем умная, добрая женщина, которая своими поступками доказала, что человек, где бы она не находилась, должна оставаться человеком, отдавать себя на службу людям разных вероисповеданий, любить свою Родину, свой народ, уважать его культуру и традиции.