Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

НИКОЛАЙ ХВЫЛЕВОЙ
Романтика революционной борьбы в творчестве М. Волнового

О нем говорили: волнуется и волнует. Справедлива и уместна етимологічна ассоциация. Литературный псевдоним - Волновой. Соответствующее и фамилия - Фитилев (от рус. «фитиль» (фитиль) - поднеси огонь - загорится). Огонь вспыхнет и выхватит из тьмы бурные волны. Четкий ассоциативный ряд. Его художественное творчество было и остается для читателя буйной стихией. Такой же есть и публицистика, жизненный путь, пройденный смело, неспокойно. И оборванный-будто с разгона - падением в пропасть.
Кому, как не Волновом, было познавать шквал «революционной борьбы»? Он прошел ее, принимал участие в антигетманском восстании, в боях с деникинцами. Был убежденным коммунистом (с апреля 1919 года - членом КП(б)У), искренним поборником пролетарской литературы. Вообще, его молодость была временем массового рвения и таких же больших надежд. Песенное «до основанья - а затем!» питало какой-то захватывающий дух разрушения. Старое, прогнившее, «буржуазное» крайне мало быть удалено, уничтожено подчистую, чтобы уже ничто не могло засорять здание нового, свежего, гармоничного, справедливого, полного радости жизни. Так же представлял продвижение к будущему и Николай Хвылевой. Его мировоззрение не был догматическим и ограниченным. Наоборот, это была весьма сложная, многогранная и противоречивая человек. «Мысли против течения» - не просто название произведения, а значительно больше - жизненное и творческое кредо писателя. Поэтому разнонаправленных мнений могло быть много, но под общим творчески-стилевой установкой: за «активный» романтизм, чтобы искусство не «утратил романтичность, захлебнувшись в натурализме». И поэтому в его произведениях так ярко «вспыхивают зарницы и накипають, и пенятся горы». И поэтому если тишина - то «предгрозовая». Если герои - то только такие, что осилят стихию, даже когда были бы такими себе Жучками. Потому что уже вскоре. Ибо им по силам. Потому что жить ради грядущего надо именно так: через огонь, через боль, через усталость. Потому что уже на горизонте - «голубые озера загірної коммуны»!.. Но...
Но времена менялись, и священный экстаз не мог длиться вечно. Что дальше? Далее загорная коммуна превращается в призрака, а на руках романтических победителей остается слишком много крови...
Читаю новеллы «Я (Романтика)» - и переживаю целую гамму противоречивых чувств и ощущений. Тонкие импрессионистические образы граничат с гротескными. Герой то молитвенно склоняется перед «печальным образом матери», то с равнодушием патологоанатома исследует череп стража-дегенерата». Великолепие графского поместья противоречит лохматому варварству «черного трибунала коммуны», в лице своих самых выдающихся хлещет старое вино из темных бутылок и швыряет их на дорогоцінйі ковры. А над всем - Революция и буйная молодость, и мучительные саморефлексии героя на темы передгрозового неистовства. Все напоминает мистификацию. Ярость переходит в болезненную лихорадку, революционный фанатизм - в маниакальную шизофрению. И почему-то крайне необходимым оказывается расстрелять родную мать. И герою не позволено колебаться, потому что над ним стоят «охранники души - врач и дегенерат».
Невольно кажется, что только душевнобольному может быть под силу в «пожарі какой невозможной радости» прижать к груди мамину седую голову и выстрелить ей в висок. А тогда всматриваться в далекую неизвестность, где горят «тихие озера загірної коммуны». Романтика? Когда «тихие озера» загачувати материнскими трупами, то грехи выплескивают душу из берегов. Или безумие освобождает от покаяния?
Несколько иное впечатление производит новелла «Кот в сапогах». Там - своя романтика. Фронтовые дороги с их пылью или грязью, заснеженные станции, на которых чаще, чем того хочется, застревает поезд. И - товарищ Жучок, «кот в сапогах», терпеливая маленькая женщина без возраста, без определенной «масти» (так же бритая по-походному голова под шапочкой). Повариха в прошлом - «муравель революции» в настоящем - секретарь ком'ячейки в будущем. Откуда взялась в этом водовороте - неизвестно. Всегда здесь была. И вдруг - единственная фраза, ради которой, кажется, написано произведение и который вне течением произведения не прозвучала бы так жутко: «Тогда мне кирпатенький носик рассказал, что ей не 19, как мы думали, а целых 25 лет, у нее уже было байстря и это небольшое байстря - повесил на фонаре казак».
...Неженское это, как на меня, романтика - романтика революции, но уже лучше - к загірної коммуны и с боем, чем обратно. До того фонаря...
Волновой также всегда шел вперед. Когда потерял цель и все труднее стало думать о прошлом - сам остановил себя пулей в висок.
Романтики - они благородные...