Писательница сумела подняться над серой обыденностью, безжалостно подавляла ее, и стать одной из образованнейших женщин своего времени, выдающимся художником слова. Литературе она отдавала себя без остатка, сил своих не жалела. Слово стало дворцом ее души, смыслом и высочайшей любовью. Видимо, в образе каждой своей героини Ольга Кобылянская оставила частичку своей души, своего сердца... Мне хотелось бы поразмышлять о судьбе Елены Ляуфлер, героини повести Ольги Кобылянской «Человек». Уже в начале повести Елена вызвала у меня симпатию, уважение. Она - личность сильная, цельная, гордая, с разносторонними интересами и тонким пониманием искусства.(Елену захватывают новые идеи, она стремится стать наряду с мужчинами в общественном прогрессе. Девушка не отказывается и от женского счастья, однако только с мужем близких ему взглядов. Духовное единство со студентом-медиком Лієвичем она ставит выше богатство и общественное положение. Елена не идеализирует своего возлюбленного, видит в нем недостатки, но считает, что настоящая любовь способна их преодолеть. К сожалению, не суждено Елене быть вместе с любимым человеком, судьба к нему отнеслась чрезвычайно жестоко: студент умер, и снова она осталась одинокой. Выйти замуж за лесника было единственной возможностью спасти семью от тяжких невзгод. До этого сознательного насилия над собой Елена относится иронично и с горечью. Она покоряет свои чувства, сохраняя при этом внутреннюю свободу. На такую большую жертву она идет ради сестер и матери» Писательница мастерски описывает сложную внутреннюю борьбу, которая разрывает душу главной героини, тонко передает весь комплекс чувств, характеризующих морально-психологическое состояние Елены в критический момент ее жизни. Она изучает своего будущего жениха ; внимательно, хочет отыскать в нем то хорошее, что вызвало хотя бы уважение вместо любви* Трогательной и пронизанный щемящей является сцена прощания Елены Ляуфлер с самым дорогим - с письмами Стефана Лієвича. Когда Елена, разорвав все письма, взяла в руки последнего, она не удержалась и развернула его. Такими вдохновенными словами Стефан рассказывал ей о своей любви! Но возврата в прошлое нет. Судьба главной героини повести отчетливо нам показывает, какой была жизненная позиция , автора, какими были ее убеждения. Ольга Кобылянская последовательно отстаивала мнение, что женщина не должна быть бесправной рабыней, безголосой марионеткой. Она - неповторимая личность, имеющая право выбора, имеет возможность поступать так, как ей подсказывает сердце. Она - Человек.
|
|