Творческие работы наших посетителей
Автор: Литвин Виктория
Образ Маруси Чурай в романе Л. Костенко
Исторический роман в стихах "Маруся Чурай" является жемчужиной украинской литературы XX века.
Читая роман Лины Костенко, постоянно чувствуешь его перекличка с вчерашним, совсем недавним, и сегодняшним днем. В тогдашних типах довольно часто познаешь нынешние. Отдельные проблемы, что были остроактуальными для Украины в XVII ст., остаются такими же и сегодня. Именно к ним относится проблема патриотизма, который проявляется в готовности бескорыстно служить Украине. В романе создан ряд образов персонажей, прекрасных благодаря своим рыцарским стремлением обрести свободу Родине. Одновременно видим и людей бескрылых, сосредоточенных на собственном благополучии, не воспаленных высоким патриотическим чувством.
Тема любви является одной из главных в романе Лины Костенко. Ее произведение дает возможность каждому из нас открыть для себя красоту и силу человеческой любви, пусть даже эта любовь потерпела измены и привела к трагической развязке. «Маруся Чурай» обогащает нас своей "философией любви", в которой это чувство признается как особая духовная ценность. Проблема "любовь и предательство", что тоже относится к "вечным" темам, решается как составная часть "философии любви".
Найчільніше место в произведении занимает и другая "вечная" проблема литературы "художник и народ", "художник и общество".
Главная героиня романа Маруся Чурай вполне справедливо показана Линой Костенко как гениально одаренный художник, как один из создателей украинских песен, которые приобрели широкое распространение и принесли всемирную славу нашему народу.
Марусю Чурай традиционно называют «девушкой из легенды», потому что реальность ее существования пока что документально не подтверждена.
На основе народных рассказов о Марусе Чурай было создано немало биографических очерков, повестей и драматических произведений.
Если обобщить все версии о Марусе Чурай, то получится примерно такой биографический сюжет. Маруся Чурай родилась в Полтаве примерно 1625 года. Дом ее родителей стоял на берегу Ворсклы. Один из современных исследователей жизни и творчества легендарной песнярки писал, что отец Маруси, Гордей Чурай, был человеком храбрым, честным. Он горячо любил свою родину и ненавидел ее врагов.
Описание портрета Маруси Чурай, который мы находим у Г. Квитки-Основьяненко, дает нам возможность представить героиню: «Маруся была настоящая красавица и в чисто малороссийском стиле: маленькая, стройная, как струна, с маленьким, но рельефно очерченным под тонкой белой вышитой рубашкой бюстиком, с маленькими ручками и ніженьками, с приветливым выражением ласкового, матового цвета, загорелым личиком, на котором выступал румянец, с карими глазами под густыми бровями и длинными ресницами... Головку девушки покрывало роскошное, черное как смоль, волосы, заплетенные сзади в густую широкую косу до колен. Очарование девушки довершал маленький ротик с белыми, как перламутр, зубками, закрытый, словно красный мак, розовыми губками... ».
Маруся Чурай имела прекрасный голос и потрясающе красиво пела песни, в том числе и свои собственные. Она была наделена незаурядным талантом импровизации - свои мысли могла излагать стихами.
Очаровательная внешность Маруси, ее необыкновенная одаренность притягивала к себе внимание парней, среди которых был Иван Искра, - за одним из утверждений - сын известного гетмана Якова Искры - Остряницы. Но Маруся любила другого - Григория Бобренка, который якобы был его молочным братом. Но произошла измена слабовольного Гришу, который подвергся постоянным уговорам матери и обручился с богачкой Галей Вишняківною. Было отравление, был суд над Марусей, который признал ее виновной в смерти Гриши Бобренка. Была грамота от Богдана Хмельницкого, отменяла приговор: ее вовремя, за мгновение до казни, успел доставить в Полтаву Иван Искра. А потом была паломничество в Киеве, возвращение обратно в Полтаву. И была медленная смерть от чрезмерных переживаний и чахотки.
Все эти основные моменты были использованы Линой Костенко в сюжетном каркасе ее романа.
Одним из главных образов романа также является образ Украины, ее волшебной природы. Во время болезненных воспоминаний Маруси перед казнью она все же вспоминает родную природу, красивые праздника нашего народа - Ивана Купала, Рождество, Крещение.
Почему-то вспомнились ночи на Купала...
Звездами ночь высокая накрапала.
Бездонное небо и безграничный мир,
а нам всего по восемнадцать лет.
Лина Костенко в изображении природы Украины применила эффективный прием, создавая видение природы в кругообороте: лето-осень-зима-весна. Чураивну судили летом. Казнь должна была состояться в еще по-летнему зарошеному сада. За несколько недель после помилования и смерти матери, Маруся отправилась на богомолье в Киев. Была ранняя осень и перед ней предстала ее природа во всей своей красе, что вызвало у чувствительной к красоте девушки всплеск большой любви к родной земле:
Бывает порой сліпну от красоты.
Остановлюсь, не понимаю, что оно за чудо,-
эти степи, это небо, эти леса,
все так красиво, чисто, незрадливо,
все как есть - дорога, тополя,
все мое, все называется - Украина.
Такая красота, высокая и нетленная,
что хоть " остановись и с Богом говори.
Ласковость ранней осенью менялась на незатишність поздней - дождливой и холодной. Маруся Чурай вернулась из паломничества уже под зиму. Зима - это время физического и духовного угасания девушки.
ЕЕ короткая жизнь заканчивается цветущей весной. Когда я читала картины пробуждения природы меня очень поражали строки: «Весна и смерть и светлое воскресение». Совсем не случайно поэтесса завершает роман «весенним» разделом. Так, Маруся Чурай умирает от чахотки, а точнее, - от пережитых душевных страданий. Но в этом мире остаются надолго, возможно и навсегда, ее песни. Жизнь продолжается, оно стремится лучшего будущего.
Навсегда мы запомним Марусю Чурай как выдающуюся піснетворку.
Создание песни для Маруси является едва ли не главным способом самовыражения. Богатая, необычная интенсивность эмоциональной жизни Маруси-это тот «давление» чувств, от которых она освобождается характерным для всех одаренных художников способом - через художественное творчество.
В разговоре я, так сказать, то не очень.
А в песне могу выпеть все,-
признается Маруся. По словам Ивана Искры, Маруся даже « думает песнями». Конечно же, наиболее радостные творческие мгновения она переживает, когда выражает свои любовные чувства - в ту пору, когда любовь у нее была счастливой.
Любили мы, не скрывались. У меня
душа, было, песнями аж звенит.
Маруся - певец естественный, органичный. Одним из существенных составляющих эстетического кредо народной піснетворки есть искренность. В песне она просто не способна лукавить: «Я никогда не пела на два клироса». Маруся Чурай - женственная, нежная, искренняя, лиричная. У нее песенная душа, что так отвечает песенной души украинского народа.
|
|