Формальный метод в литературоведении - один из методов изучения художественной литературы, в частности анализа литературно-художественных произведений как органического единства содержания и формы, направленный преимущественно на исследование их формы. Ф.м. у л. возник как реагирования на распространение формализма в искусстве слова, на ограниченность и недостатки психологической и культурно-исторической школы в литературоведении. Формировался в западноевропейском искусствоведении (Г.Вельфлін), музыковедении (Е.Ганслік), вскоре был применен в литературоведении (О.Вальцель), стал основным в русской школе формалистов, которые основали ОПОЯЗ (Общество по изучению языка), Московский лингвистический кружок. Среди самых известных формалистов - В.Шкловський, В.Жирмунський, Б.Томашевський, Ю.Тинянов, Б.Ейхенбаум, Р.Якобсон, В.Прогш. Они стремились преодолеть дуализм содержания и формы художественного слова, intuitionism в науке о литературе, применить статистические методы к изучению поэтического языка, композиции, стиля художественных произведений. Сначала изучали приемы художественного изображения, далее - их функции в структуре произведения. Защищаясь от раппівської пошлой критики, расширили сферу интересов, учитывая отношения произведения и контекста эпохи.
Достижения формалистов в изучении эстетики словесного творчества обогатились трудами М.бахтина, которые получили вторую жизнь в 60-70-х. Идеи формалистов, их подходы к изучению искусства слова питали методологию популярного на протяжении 30-50-х структурализма, превратили эмпирически-вкусовое литературоведение на разновидность точной науки. Критикуя "односторонность" и "ограниченность" Ф.м. в л., некоторые ученые совершенствовали его приемы, применение в практике целостного анализа литературных явлений (Ю. Лотман, М.Гей, М.Гіршман). В Украине, как свидетельствовал П.Филипович (статья "Украинское литературоведение за 10 лет революции", 1927), формализм в литературоведении не привился. Пристальным вниманием к формальным особенностей литературных направлений (стилей) отмечаются труда Д.Чижевського, в частности его "История украинской литературы". К сожалению, он не имел последователей в УССР. Попытка Михайлины Коцюбинской применить в 60-х некоторые приемы структуралистов к изучению литературы была подвергнута критике, и только в конце 80-х - начале 90-х восстанавливается внимание к проблеме поэтики. Ф.м. необходим и целесообразен при изучении структуры художественного произведения как художественного явления в системной связи с другими методами.
|
|