Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
АЛЕКСАНДР ДОВЖЕНКО
«Дневник» А. Довженко - страстный протест против тоталитаризма?

О. Довженко, гениальный художник, великий правдолюбец, в дневниковых записях касается многих аспектов жизни, которые волновали и тревожили его. Но о чем бы автор «Дневника» не писал: о судьбе своих произведений, военные впечатления перипетии исторического пути родного народа. - он рисует правдивую картину сталинских порядков. Она прежде всего возникает из взволнованного рассказа о первые, самые драматические страницы войны. И как итог этих размышлений - запись 24 июля 1945 года о параде Победы, когда, кроме него, О. Довженко, никто не снял шапки при упоминании о многочисленных жертвах войны: «Тридцать, если не сорок миллионов жертв и героев будто провалились в землю или вовсе не жили...» В этих словах - ключ к пониманию писателем одной из самых трагических проблем нашей истории: человек и тоталитарная система. В этой связи автор «Дневника» пишет о десятилетнее «командировки» Остапа Вишни: «Похудел, постарел. Было печально. Трудно, очевидно, ему будет входить снова в жизнь. Десять лет - это целая жизнь, целая эра, сложная и большая». Находим на страницах «Дневника» и горькие слова на смерть Юрия Яновского, который страдал физически и душевно от обвинений в национализме. Но наиболее зримо фальшь и человеконенавистническая сущность сталинского государственного механизма раскрываются через искреннюю исповедь самого А. Довженко. Вот запись от 26 ноября 1943 года: «Моя повесть «Украина в огне» не понравившуюся Сталину, и он ji запретил для печати и для постановки... Мне тяжело от сознания, что «Украина в огне» - это правда. Закрыта и заперта моя правда о народе и его беда. Значит, никому, значит она не нужна и ничто не нужно, кроме панегирика». И самого запрета показалось мало, и 31 января 1944 года на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) выступил сам Сталин с докладом «О антиленинские ошибки и националистических извращениях в киноповести Довженко «Украина в огне» Через год после этого в «Дневнике» появляются такие наболевшие строки: «Сегодня годовщина моей смерти. Тридцать первого января 1944 года я был привезен в Кремль. Там меня было изрублено на куски и окровавленные части моей души было разбросано на позор и поругание на всех сборищах... Я держался год и упал. Мое сердце не выдержало бремени лжи и зла. Я родился и жил для добра и любви. Меня убила ненависть крупных как раз в момент их малости». Не впечатляющее свидетельство жестокости и антигуманности сталинской системы, калечила и топтала человеческие судьбы с неотвратимостью четко отлаженного механизма? В дневниковых записях А. Довженко, которые собирались не один год, таких горьких фактов множество. Художник говорит и о шестнадцать лет «кінокаторги», когда приходилось сотрудничать с «мизерными людцями», неквалифицированными, аморальными, и об исключении из Всеславянского комитета («удавка вокруг шеи затягивается»), и про духовный голод, оторванность от родной земли, и о Беріївську угрозу: «Будем вправят мозги». Как крик отчаяния, звучат строки, записанные 29 ноября 1954 года: «Трудно жить и творить без счастья. Я уставший, обессиленный душевно крайне... Где готовятся устроить чествование меня по случаю шестидесятилетия. А я озабочен одним: как бы заработать на жизнь, как бы не свалиться в кровать без копейки в кармане». Даже в том, что сталинская система устроила Довженко «прикрытую форму ссылки», проявились ее цинизм и жестокость. Ведь художника лишили главного - возможности свободно творить. Однако, несмотря на путь скитаний, он нашел в себе силы противостоять тоталитарной системе, черпая вдохновение в родной земле, родному народу. Проникновенные размышления на страницах «Дневника» - именно про народ, его историческую судьбу, которая во многом напоминала искалеченная и изуродовано В жизни. Довженко («Я лежу мертвый на дне глубокой ямы и слышу каждый день, как падает мне на грудь, земля, лопату за лопатой»...).

В записи от 2 июля 1942 года читаем: «...невмирання наше украинское, или же оно есть жизнь, только хилое жалкое существование.

Нас, говорят, больше за хорошую европейскую державу.

Мы есть, и нас нет. Где мы?»

Проблема украинской государственности глубоко волновала писателя. И в том, что Украина - «вечная вдова», а в И Народа «безмерно ужасная судьба», А. Довженко звинувачує. частности, и тоталитарную систему с ее травлей интеллигенции, духом конъюнктуры, приспособленчества, преследованием за любовь к своему народу. Сам художник, несмотря на изгнание, не потерял кровных связей с родной землей, которая дала ему хлеб и сердце, любовь и обычаи, радость творчества вместе с большой печалью и страданиями. Мастер просил у судьбы ясного ума, чтобы «сделать что-то хорошее для своего народа». Истинный патриот и великий правдолюбец с болью и надеждой писал: «...Я умру в Москве, так и не увидев Украины. Перед смертью я попрошу Сталина, чтобы перед тем, как сжечь меня в крематории, из груди моих вынули сердце и закопали его в родную землю в Киеве где-то над Днепром, на горе. Пошли, судьба, счастье людям на поруйнованій, окровавленной земле!»