Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



11 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 20 - 30-х ГОДОВ ХХ ВЕКА
АЛЕКСАНДР ДОВЖЕНКО

О. Довженко - киномастер

Александр Петрович Довженко известный во всем мире прежде всего как выдающийся кинематографист. Он имел много талантов: прекрасно писал, хорошо рисовал, увлекался театром. Художник мыслил широкими, масштабными категориями, и реализация всех его замыслов была возможна только в искусстве, которое в начале XX века только зарождалось - в кино. Писатели и поэты часто дискутировали между собой о месте кино в системе искусств, и Довженко доказывал своим друзьям, что развитие украинской литературы без него невозможен.

Журналистка Мария Романовская вспоминала: «Вокруг Довженко уже собирается большая группа. Все тянутся к нему, потому что кто же не знает, какой Довженко мастер рассказывать. Сегодня Саша говорит о кино. Он увлечен, влюблен в киноискусство».

Чтобы реализовать свои замыслы, Довженко едет в Одессу, где в то время была создана первая кинофабрика. Он не боится начинать новое для себя дело, пишет сценарии, ставит фильмы. Конечно, не все они стали шедеврами, случались и неудачи, потому что не всегда Довженко-режиссер мог передать на пленке то, что задумал Довженко-сценарист, но фильмом «Звенигора» был заложен начало украинского киноискусства.

Одобрение «Звенигоры» не было единогласным. С официального стороны Довженко обвиняли в украинском национализме, идеализации исторического прошлого и крестьянства, что в те времена считалось грехом. Ближайших друзей художника разочаровал патетический финал большевистской победы в фильме. Довженко стоял на распутье. Ему немедленно надо было решить, какие акценты он будет ставить в своих следующих кинокартинах. Фильм «Арсенал» должен был реабилитировать Довженко в глазах власти, выявить его лояльное отношение к большевизму. И задачу свою «Арсенал» выполнил, потому что его главной идеей было осуждение идеи УНР. Довженко говорил: «Арсенал» - фильм ярко политический. Он имел для меня огромное значение. В «Арсенале» я, в условиях тогдашней обстановки в Украине, выступал в первую очередь как политический боец. Я поставил себе, делая этот фильм, две цели: громить украинский национализм и шовинизм и быть поэтом и певцом рабочего класса Украины, совершившего социальную революцию. Эти две задачи в тех условиях и в то время были для меня самыми важными».

И какой бы мотив этого фильма не был, сам «Арсенал» произвел огромное впечатление на зрителей и критиков, а Довженко стал самым известным кіномайстром СССР. Многочисленные интервью, восторженные отзывы, восторженные аплодисменты не отвлекают Александра Петровича от работы над фильмом «Земля», который стал настоящим киношедевром несмотря на всю его тенденциозность. Этот открыто «большевистский» фильм имел столько кинематографических находок, роли исполняли такие талантливые актеры, что даже те зрители и критики, которые были врагами СССР, отмечали мастерство и совершенство Довженкової работы. Художник этой картиной будто поставил памятник той Украине, которую уже тогда начали уничтожать большевики.

Фильм имел оглушительный успех ровно восемь дней: на экраны вышел 8 апреля 1930 года, а уже 17 апреля был запрещен. Зоркий глаз партийцев заметило в нем то, что в своем фельетоне «Философы» озвучил Демьян Бедный:

«Земля» - кулацкая кинокартина,

На ней показана нам Украйна

Кулацки-румяная,

Сытая, пьяная,

Дебелая, прочная,

Нарядная, сочная,

Буйной плотью бунтующая,

Сладострастно - «жартующая»,

Ненатуральная,

Сплошь театральная,

С опереточно-пошлым душком,

С гопаком,

С любовными парами,

С шаблонными аксессуарами.

Вековой уклад старины -

Вот ее подоплека.

Трактор в ней - новизна -

Как у дяди у киевского бузина:

Сбоку - припека.

А вернее: прием мастерства

Для маскировки ее существа,

Советской цензуре подачка...

Этот марнослов своим острым чутьем графомана первым ощутил истинную суть фильма. Каким-то чудом получалось, что, несмотря на сознательное желание услужить власти, Довженко создавал шедевры, в которых раскрывалась зловещая суть того, что происходило на Украине: уничтожение независимости страны и векового уклада жизни крестьян.

Обвинения в национализме не смогли уничтожить любви Довженко к родной земле, к народу. Эта любовь вдохновляла его на создание настоящих шедевров, которые навсегда стали классикой украинской литературы и киноискусства.