10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
БОРИС ГРИНЧЕНКО
Реализм и народность художественной прозы Б. Гринченко
Я не скажу, чтобы умом, я жил,
Я не скажу, чтобы сердце у меня пришло.
Но его я тяжело угнетал.
Повинность я над все почтил.
Отдал себя я труда без колебания;
Я шел туда, где разум посылал...
Б. Гринченко
Борис Дмитриевич Гринченко - выдающееся явление в украинской литературе.. Он - человек феноменальной работоспособности, талантливый писатель-про-заик, неповторимый поэт-лирик, фольклорист и этнограф, языковед, критик, публицист, автор первого «Словаря украинского языка». В свое время вместе с другими деятелями украинской литературы он организовал издание многочисленных художественных и научно-популярных книг.
Работая во многих жанрах, Бы. Гринченко нарушал самые разнообразные проблемы, главные среди которых - пылкая любовь к Украине, к украинскому народу.
По мнению ученого А. Крымского, больше всего ему удавалась проза. И с этим нельзя не согласиться, ибо именно в рассказах и повестях Б. Гринченко обнаружил себя знатоком народной жизни, реально воссоздал деятельность народнической интеллигенции, ее взаимоотношения с крестьянством, показал первые шаги к их сближению, раскрыл духовный мир крестьянского ребенка.
В повести «Солнечный луч» - луч выступает символом знаний, которыми стремятся просветить украинский народ интеллигенты-культурники.
Главный герой повести Марко Кравченко, приехав после окончания университета до степного села, пытается сблизиться с крестьянами. Он ведет беседы с ними, читает книжки, учит грамоте; однако солнечный луч знаний недосягаемый для крестьян, потому что они пока не понимают, кто они в этом мире. Мечты Кравченко не осуществились, его идея потерпела крах: таким было реальное жизни. И причина бесперспективности действий народников-просветителей - в системе, которая царила в Украине.
Название повести «На распутье» помогает читателю понять реальное положение, в котором оказалась украинская интеллигенция, не зная, как действовать, что делать, как сблизиться с народом. Повесть написана на реальной почве. Среди молодых интеллигентов - люди разных направлений, взглядов: Квитковский увлекается идеями Толстого, Пачинський - сторонник террористических актов, Давыденко - «всероссийский» патриот, Келешинський жизнь расценивает как развлечение. Что же до главных героев, то ни Демид, ни Гордей не знают тех троп, которыми надо идти к народу. Программы их не четкие, хоть в них утверждается главное: для достижения цели необходимо доверие народа. Герои идут разными путями. Гордей, когда попал в тупик, кончает жизнь самоубийством, а Демид с села возвращается снова к города, организует кружок интеллигентов-культурников, так и не осмыслив до конца роли великого учителя на селе. Гринченко справедливо говорит о нереальности планов Демида и Гордецов, которые, как говорят, одним движением хотели уничтожить пропасть между мужиками и господами.
В дилогии Б. Гринченко отошел от темы интеллигентов-культурников и показал село «сам на сам»: в борьбе с силами эксплуатации оно зашло в тупик.
В течение своей жизни писатель написал целый ряд рассказов, в которых на основе реальных конкретных случаев рассказал о крестьянском ребенка, ее душу, ее мир.
Достаточно актуальный для того времени мотив звучит в рассказе «Украла». Суть конфликта проста: вечно голодная девушка Александра похищает еду в своих одноклассников. Писатель наделяет положительными чертами сельского учителя Василия Дмитриевича, который сделал все для того, чтобы Александра не пополнила ряды
каторжников.
Среди этих рассказов на меня лично неизгладимое впечатление произвело «Олеся». Этот рассказ насквозь пронизано патриотическим пафосом. Оставшись без родителей, Олеся растет в мире преданий о героических походах казаков. Эти истории входили в душу девушки, откладывались в самых потаенных уголках ее сердца, формировали характер твердый и упрямый.
Встретившись с врагом лицом к лицу, девушка вспомнила дедушкины слова о священном долге защищать родную землю, а потому не сомневалась - завела врагов в болото и сама погибла.
Героический поступок Олеси преподносит патриотическую идею преданности своему народу.
Из всего написанного я могу сделать вывод: Бы. Д. Гринченко хорошо знал жизнь украинского народа, а потому и воспроизвел его реально (его иногда обвиняли в крайнем реализме) на страницах своих прозаических произведений. И чтобы там не говорили критики (а мысли о прозе разные), прозаические произведения писателя обогатили украинскую литературу на перекрестке двух веков.
|
|