Женя возвращался из школы. Ему было весело. Вдруг он увидел, что в скверике напротив снимают кино. Один мужчина сидел на высоком стуле перед непонятным массивным аппаратом и ездил с ним по рельсам, то приближаясь, то удаляясь от желтого автобуса. А возле автобуса медленно вырастала очередь - дедушка с газетой, женщина с корзиной, девушка в платочке, студент.
Женя тоже пристроился в конец очереди. Его заметили не сразу, видимо, думали, что он тоже артист. Но мальчик не умел играть, он повернулся спиной к очереди и начал разглядывать мужчину за съемочной камерой.
Режиссер Альтов сразу увидел лишнего героя и взбеленился: почему-то прохожим интереснее посмотреть, как снимается кино, а не сам фильм.
Альтов прогнал Женю. Через некоторое время парень снова оказался на съемочной площадке, и режиссер, заметив это, недовольно пригрозил пальцем.
Снимать скоро закончили. Мальчик был недоволен - какое это кино, когда ни преследования шпионов, ни поездов, несущихся, ни кораблей, что плывут под белыми парусами. Какая-то обыденная очередь, и все.
Альтов крикнул Жене, чтобы шел домой, потом решил покатать восхищенного зрителя на машине. Режиссер понимал, что не достоин восхищения паренька, поэтому ему захотелось сделать для Жени что-то хорошее. Он показал мальчику строительство, на котором будет снимать новый фильм. И сказал, что там нет ничего интересного. Затем спросил, хочет ли Женя сниматься в кино, например, в фильме «Олень Август». И рассказал, что это про золотоискателей, которые заблудились в тайге и которых спас мальчик по имени Август.
Женя сразу представил себе и тайгу, и много оленей с мечтательными ее. Сказал об этом режиссеру, тот засмеялся - и видение исчезло, шилась только грязный строительную площадку, ее словно почувствовал неприязнь к Жене. Мальчик смог представить то, что недоступно ему, режиссеру. И, видимо, не догадывается о свое дарование, свою неповторимость.
Надо было возвращаться домой. Женя почувствовал изменения в настроении режиссера и не решился спросить про фильм. Подумал, что во всем и олени, которых он увидел. Сказал Альтову, что, может, и не было никаких оленей, чем разозлил еще больше.
Возвращаясь домой, Женя решил, что сам поставит фильм, будет играть в нем и спасет золотоискателей. Весело запрыгал и вдруг остановился: навстречу ему шло много молчаливых весенних оленей.
Комментарий
В рассказе Есть. Гуцало говорится о непростой мир киноискусства, об отношениях взрослых и детей, о том, что надо беречь неповторимость своей души, свою индивидуальность. Мальчик Женя - мечтательный, увлекающийся, с богатым воображением, тонкими ощущениями. Он дал урок творчества даже известному кинорежиссеру. Очень важно, что неудача не разочаровала его, не сломила, а привела к решению действовать, творить, довести дело до конца. Поэтому и пришли к нему волшебные олени.
|
|