Более века отделяет нас от времени написания И. Нечуй-Левицким
повести «Кайдашева семья», но жизнь героев, их поступки и поведение волнуют
нас и сейчас. В чем же секрет такого долголетия литературного произведения? Мне
кажется, в художественном мастерстве автора. Нечуй-Левицкий не берет предметом
исследование каких-то интересных, необычных событий, не бросает своих героев в водоворот
испытаний, он показывает повседневную семейную жизнь, день за днем, год за годом. И
отмечает, что далеко не все могут пройти испытание временем и «семейными
войнами» и сохранить при этом достоинство, поэтическую душу.
И. С. Нечуй-Левицкий высоко ценил народное творчество и каждый раз обращался
к ее неисчерпаемых источников, речь повести «Кайдашева семья"’я» обильно пересыпана, словно жемчужинами, народными
афоризмами, поговорками, остротами, словами песен. Правда, эти народные высказывания
очень часто бывают «с перцем» (например : «Хоть между дровами, чтобы с черными
бровями», «У меня свекровь - лютая змея : ходит по дому, пламени’ям на меня дышит, а из носа гонит дым
куделью»).
А использование фольклора предоставило произведения неповторимого национального
колорита, способствовало его выразительности и более глубокому раскрытию психологии
героев.
Язык повести «Кайдашева семья» богата сравнения, что служит, наряду с
другими художественными средствами, успешной реализации идеи.
В повести использованы гиперболы: Мелашка «выплакала все слезы, что
собрались за жатву, и полила ими мамин садик». На каждой странице произведения можно
встретить много других тропов и лексических средств: эпитетов («под ее сладкими
словами скрывается горькая полынь»), метафор («в доме грызла Мелашку свекровь»),
синонимов (они вместе визжали, насиловали, ругались»).
Высокое мастерство проявил писатель в использовании диалогов, это предоставило
произведения напряженного, динамичного и даже драматического
звучания.
Достойно особого внимания применение автором в повести разных средств
юмора и сатиры, это комичные ситуации и диалоги и т.д.
А чего стоит сцена, когда «не черная туча из синего моря наступала - то
выступала Мотря с Карпом из-за своего дома к забору. Не сизая туча над дубравой
вставала - то приближалась к забору старая видроока Кайдашиха...». Использованный здесь с
одной стороны прием параллелизма, заперечного сравнения, а с другой стороны -
торжественный «батальная» тон дляопису никчемной ссоры создают непревзойденную
комическую картину, хоть и с оттенком грусти.
Вотже очевидна большое художественное мастерство И. Нечуя-Левицкого в
использовании всех художественных средств, в выражении авторской позиции - человек не
должна терять самоуважения при любых обстоятельствах и вместе с тем уважать право
других на собственное достоинство. Недаром И. Франко относил повесть «Кайдашева
семь’я» «до лучших украшений
украинского писательства».