Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Творческие работы наших посетителей
Конкурс на лучшую творческую работу 2010 года

Автор: Елена Акульшина

Художественное мастерство повести И. Нечуя-Левицкого «Кайдашева семья»

Более века отделяет нас от времени написания И. Нечуй-Левицким повести «Кайдашева семья», но жизнь героев, их поступки и поведение волнуют нас и сейчас. В чем же секрет такого долголетия литературного произведения? Мне кажется, в художественном мастерстве автора. Нечуй-Левицкий не берет предметом исследование каких-то интересных, необычных событий, не бросает своих героев в водоворот испытаний, он показывает повседневную семейную жизнь, день за днем, год за годом. И отмечает, что далеко не все могут пройти испытание временем и «семейными войнами» и сохранить при этом достоинство, поэтическую душу.

И. С. Нечуй-Левицкий высоко ценил народное творчество и каждый раз обращался к ее неисчерпаемых источников, речь повести «Кайдашева семья"я» обильно пересыпана, словно жемчужинами, народными афоризмами, поговорками, остротами, словами песен. Правда, эти народные высказывания очень часто бывают «с перцем» (например : «Хоть между дровами, чтобы с черными бровями», «У меня свекровь - лютая змея : ходит по дому, пламениям на меня дышит, а из носа гонит дым куделью»).

А использование фольклора предоставило произведения неповторимого национального колорита, способствовало его выразительности и более глубокому раскрытию психологии героев.

Язык повести «Кайдашева семья» богата сравнения, что служит, наряду с другими художественными средствами, успешной реализации идеи.

В повести использованы гиперболы: Мелашка «выплакала все слезы, что собрались за жатву, и полила ими мамин садик». На каждой странице произведения можно встретить много других тропов и лексических средств: эпитетов («под ее сладкими словами скрывается горькая полынь»), метафор («в доме грызла Мелашку свекровь»), синонимов (они вместе визжали, насиловали, ругались»).

Высокое мастерство проявил писатель в использовании диалогов, это предоставило произведения напряженного, динамичного и даже драматического звучания.

Достойно особого внимания применение автором в повести разных средств юмора и сатиры, это комичные ситуации и диалоги и т.д.

А чего стоит сцена, когда «не черная туча из синего моря наступала - то выступала Мотря с Карпом из-за своего дома к забору. Не сизая туча над дубравой вставала - то приближалась к забору старая видроока Кайдашиха...». Использованный здесь с одной стороны прием параллелизма, заперечного сравнения, а с другой стороны - торжественный «батальная» тон дляопису никчемной ссоры создают непревзойденную комическую картину, хоть и с оттенком грусти.

Вотже очевидна большое художественное мастерство И. Нечуя-Левицкого в использовании всех художественных средств, в выражении авторской позиции - человек не должна терять самоуважения при любых обстоятельствах и вместе с тем уважать право других на собственное достоинство. Недаром И. Франко относил повесть «Кайдашева семья» «до лучших украшений украинского писательства».