Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Лирическим субъект (лат. subjectum - підкладене) - мнимая лицо (синоним лирического героя), которая выражается в лирическом произведении и через него выражает свои переживания, убеждения, а вместе с тем определяется этим произведением. В отличие от автора, который существует независимо от слов, Л.с. - текстовая конструкция "новой" поэтической реальности, вызванных актов речи, которые осуществляются в лирическом монологе, и выраженных, передаваемых ими значений. В стихотворении м. семенко "Поэт'7 слова "Я об тихие тени пою / и о боязну в сердце игру" принадлежат Л.с. который, в отличие от лирического героя, в этом произведении выполняет роль адресата и адресанта, конкретизирует определенную творческую личность и одновременно при произнесении собственного индивидуального "Я", потенциально, как обобщенный образ, касается других художников; определяет сущность и смысл их творчества. Образ Л.с. творится не только значениями высказанных им слов и фраз, но также упомянутыми экстремы, которые отражают эмоциональное состояние субъекта, его отношение к себе и к окружающему миру, вместе с тем и оценочную позицию. В лирике субъект предстает центром высказывания, и упомянутый в нем или с его помощью внешний и внутренний мир появляется через его субъективное восприятие. Это отличает Л.с. как от наратора, который достосовує свои высказывания к независимой от него действительности, так и от действующего лица в драме, вынужденной своим языком творить для себя ситуацию в среде, воздействуя на него. Хотя Л.с. - текстовая конструкция и часто фиктивная фигура, и все же он может оставаться в тесной связи с реальным автором и быть его porte-parole. Однако это зависит от конкретного произведения и от литературной условности, которая обуславливает характер отношений между реальным автором и тем субъектом. Романтизм и экспрессионизм понимали Л.с. как непосредственного выразителя переживаний и убеждений автора, зато другие стили, такие как символизм, неоромантизм или некоторые течения поэтического авангарда трактовали стих как самодостаточное произведение, независимый своим существованием и свойствами от реального автора и его биографии. Л.с. может дистанционно выступать спричинником актов речи и психических актов ("Я хочу каждый день все новых слов", М.Семенко), скрываться в описании ("Смеются, плачут соловьи /1 бьют песнями в грудь", - О. Олесь), или возникать в отношении другого лица ("О панно Инно...", - п. тычина). Иногда тот субъект выступает в займенниковій форме "Мы", как выразитель сборных чувств и стремлений ("Кажется, я и есть, и словно меня нет, то "я" мое слилось с народа "мы" звонким", - В.Сосюра). Такая форма характерна для патриотической, религиозной и революционной лирики - для ситуаций, в которых человек подчеркивает свою принадлежность к сообществу.