Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Мысль (дума) - жанр (вид) небольшой медитативно-елегійної (журливої) поэзии, иногда балладного содержания, который был распространен в творчестве украинских писателей-романтиков первой половины XIX в. и использовался ими для обозначения народных песен такого же содержания в тогдашних фольклорных сборниках, например, раздел И в "Русалке Дністровій" - "Думы и мысли", у Шевченко - "Течет вода в синее море", "Мысль" ("Зачем мне черные брови"), сборник А.Метлинського "Мысли и песни и еще кое-что"в Шашкевича - "Мысль" ("Несся месяц ясным небом"), цикл стихов М.Петренка "Думы и песни" и др. Жанровое название "Д." ("Дума") распространилась в Украине с XVIII в. через близкие контакты с польской литературой (так называемой украинской школой в ней) и музыкой. Она употреблялась тогда как авторское жанровое определение частей лирико-повествовательных музыкально-сценических или инструментальных произведений польских, украинских и русских композиторов. В литературе термин "Д." за свою нечеткость со временем использовался редко. Духовные стихи - стихотворение, религиозная лирика, создаваемая, начиная с XVI ст., представителями духовенства, учащимися духовных школ, мандрованими дьяками Или лирниками. За основу брались мотивы Священного Писания, апокрифы, жития святых и т.д. Выдающимися авторами Д.в. в XVII в. были Даниил Туптало (сб. "Руно орошение"), Самойло Мокриевич (сб. "Виноград домовитом благим насадженний") и др. Сборник Максимовича И "Алфавит собранный, рифмами сложенный от святых писаний, с давних предложений на пользу всем чтущим, в правой вере сущим" (Чернигов, 1705) имел свыше 10000 стихотворных строк. Д.в. группировались в соответствующие тематические циклы, посвященные Иисусу Христу, Матери Божьей, Николаю-Чудотворцу и другим, говорилось о противостоянии земного и небесного, о поисках путей к Божественной першосутності, Д.в., своей стилистикой связанные с эпической, лиро-эпической и лирической песенными формами, подвергшихся воздействию силлабической версификации (XVII-XVIIICT.), а в XIX и XX вв. - новой авторской лирики. Они часто использовались в школьных драмах, их выполняли лирники. К этому жанру обращались Т.Шевченко, Ю.Федькович и др., сейчас - Є.Сверстюк и др.