Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Синкретизм языческих и христианских верований в украинском фольклоре



Человек всегда пытался объяснить мир, который ее окружал, что в первобытные времена привело к появлению мифов, из которых постепенно сформировалась мифическая символика. Последняя в свою очередь легла в основу фольклора. Исследуя фольклор, можно понять характер народа - носителя. В нем достаточно четко отражаются этические и эстетические взгляды народа, а также его современные и остатки прежних верований.

С появлением мифического эпоса закладываются первые основы нравственных убеждений народа, выражая в сверхъестественных существах, богах и героях не только религиозные, но и нравственные идеалы добра и зла.

В украинском фольклоре ярко прослеживается сочетание христианской символики с языческими верованиями наших предков. Введение христианства на Руси оказало огромное

переворот в мировоззрении и быте восточных славян. Новые христианские (православные) представления прививались очень медленно. На это ушли тысячелетия. Но и после этого усвоились они народом не в чистом виде, а переосмыслены через призму древних верований. Христианство порождало свои собственные легенды, что соединялись и смешивались с языческими преданиями. Это привело к возникновению того явления, которое древние пастыри называли "двовірством" , с особым мировоззрением, что остался у народа и до сих пор.

Возможно потому, что большинство языческих богов не имели ярко выраженного злостного характера, христианская церковь не вела с ними такой жестокой борьбы, как с язычеством в Западной Европе. Значительная часть языческих персонажей и верований трансформировалась в составную часть православия. "Сначала усвоение православия шло путем его оязичнення. Потом, когда православие стало господствующим, начался процесс православізації

языческих образов. По форме и хмістом праволав'я утверждала себя на основе национальной культуры, основы которой были заложены еще в языческие времена." [Теклюк А., ст.7]

Украинский фольклор на языческой основе начал развиваться и достиг расцвета еще задолго до принятия христианства на Руси. Еще до принятия христианства восточные слоов'янські племена создали свою богатую мифологию, которая базировалась на народных верованиях, которые носили анімістично-магический характер. Хотя Нечуй-Левицкий считал, что "еще его мифология не развилась ладно, как очень раннее христианство в Киеве, очень ранняя византийская христианская просвещение захватила и остановила ее в самом процессе розвиття, вернула духовная жизнь украинского народа на другую тропу и погубила много интересного для науки в украинской мифологии." [Нечуй-Левицкий, ст.3] Христианская церковь переосмыслила много народных обычаев и многим из них предоставила христианского окраску. Наиболее ярко это можно проследить на примере христианских святых. Некоторые языческие боги частично слились с этими святыми и люди продолжали им поклоняться под новыми именами. Например функции Перуна (повелителя молний и грома, покровителя воинов)

частично перенимают на себя святые громовики: Илья(20.08), Михаил, Кирик(15.08) и др. Функции Волоса частично перенял на себя святой Власий. Но самым ярким примером такого сочетания может служить праздник Ивана Купалы(24.07). Купало - языческий бог плодородия, земных плодов, радости, согласия и любви. Как писал о нем Иван Нечуй-Левицкий: "Ясные летние небесные силы, солнце, молния и гром совместными силами будто купают землю, даря ей наибольшую во время праздника Купалы плодородную силу, может и от того, что на праздник Купалы люди купались в воде, веря в его чудесную силу" [Иван Нечуй-Левицкий, ст.33] . С приходом христианства праздник Купайла соединилось с праздником Иоанна Крестителя, и стало праздником Ивана Купалы. Сейчас у украинцев существует культ Святой Пятницы, связанный со святой великомученицы Параскевы и Пресвятой Богородицей. Но при более внимательном рассмотрении в нем можно найти остатки древнего культа языческого божества Мокоши - богини земледелия, покровительницы урожая и достатка.

Большинство украинских символов, особенно связанных с праздниками, имеют под собой и религиозное и народное подоплеку. Проследить это можно хотя бы на примере зимних праздников: Рождества Христова, Нового Года и Крещения. Время празднования этих праздников полностью совпадает с тем соответствующих языческих праздников, предшествовавших христианским. Эти три праздника продолжались в течение 12 дней, что с одной стороны символизировали создания Вселенной, а с другой - рождение и совершенствования личности Иисуса Христа.

Рождество Христово и Рождество Вселенной - один праздник, о чем свидетельствуют его обряды и верования, которые объясняются как астральным язычеством наших предков, так и церковью. Например, 12 блюд на Святой Вечер символизируют 12 знаков зодиака, которые в свою очередь отражают 12 эпох творения Вселенной, а с точки зрения христианства - 12 апостолов, сопровождавших Иисуса Христа. Так же можно рассматривать восток вечерней зари, окуривание дома ладаном, блюда на ужин, колядки и т.д. Тот же Нечуй-Левицкий считал, что колядки и щедривки дают богатый материал для исследования украинской мифологии, а после колядок и щедривок больше всего мифологического элемента содержат сами обряды на Рождество, на св.василия, на Крещение, весенние игры и т.д. В начале нашей эры все эти верования запрещались и преследовались церковью, только начиная с 4-5 века они признаются, но с другой ентерпретацією. Однако не все, что присутствовало в праздновании Рождества Вселенной в дохристианские времена, сохранилось до наших дней: несколько откинувшейся, кое-что забылось.

Новый Год, Василия и Щедрый Вечер празднуется в один день. Культ небесного золотого плуга, приготовление каравая, засевание символизируют этот день. Этим традициям языческого происхождения удалось избежать влияния христианства и остаться в первоначальном виде.

Завершаются зимние праздники Водохрещям. Это праздник воды, которая в этот день считается святой, что подтверждается и народными верованиями, и церковью. В украинской мифологии, как и во многих других мифологиях мира, Вода стоит при начале мироздания. Она является пассивным началом, а активным выступает Огонь. Символами переплетения Воды и Вогнгю есть два голубя, цвета нашего флага, золотой трезубец на голубом фоне, и т.д.

Традиционные народные праздники всегда сопровождаются танцами, различными играми и гуляниями. Это идет еще с древности. Летописец так повествует о древние народные забавы: "Сходились на игрища, на танки и на всякие бісовські песни". Однако несмотря на негативное отношение церкви к элементов древних культов, некоторые из них продолжают существовать в украинском фольклоре и сейчас. Вот например такая веснушка:

 

Не сам же я вышел,

Дажьбог меня выслал

Зправої ручейки

И ключики выдал...
 

Литература:

1. Булашев Г. Украинский народ в своих легендах, религиозных взглядах и верованиях. - К., 1983г.

2. История украинской культуры/ под ред. І.Крип'якевича. - К., 1994г.

3. Воско Г. Украинское язычество. - К., 1994г.

4. Нечуй-Левицкий И. Мировоззрение украинского народа. Эскиз украинской мифологии. - К., 1993г.

5. Теклюк А. Дохристианские верования славян и православие// Религия и церковь в контексте истории и культуры украинского народа. - К., 1993г.

6. Украинцы: народные верования, поверье, демонология/ под ред. В.Ольжича. - К., 1991г.