Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ГРИГОРИЙ КВИТКА-ОСНОВЬЯНЕНКО
Изображение жизни и быта украинского крестьянства в повести Г.ф.квитки-Основьяненко "Маруся"


 

Украинские повести и рассказы Цветки мастерски написанные в форме живой, подробного рассказа человека из народа мудрого старожила с харьковской окраины Грицька Основьяненка. Перевоплощение в рассказчика из народа дало писателю возможность видеть и оценивать жизненные явления с позиций простого крестьянина, свободно пользоваться народным говором и фольклорными материалами.

Повесть "Маруся". Картины крестьянского быта переданы с большой достоверностью и любовью. Читая ее, погружаешься в истинный мир народного быта. В центре повествования- "происшествие трогательное": на пути к единению двух влюбленных - крестьянской девушки Маруси и парня с городских ремесленников Василия - стоит угроза страшной николаевской рекрутчины. Автор подает трогательную историю чистой и верной любви, что заканчивается трагически.

Содержание повести несложен. Самое главное - как именно обрисованные герои, отражается душевное богатство сельских тружеников главных героев. В своем рассказе писатель широко использует народнопоэтические элементы. Изображения внешнего и внутреннего мира Маруси и Василия очень близки к фольклору.

Точно описывает автор одежда Маруси - народное одеяние слобожанской девушки. Она трудолюбивая, учтивая, не любит ходить на вечеринки, прислушивается к советам батюшки. Ее любовь искренняя, она без Василия грустит и печалится, и по вечерам все поглядывает на вечернюю звездочку, на которую они с Василием договорились смотреть одновременно. Ее жизнь - это правидне жизни сельской женщины. Маруся описанная в труде, в поведении с родителями, в кругу своих друзей, в любви, счастье и печали, в болезни, страдании и смерти.

Другие образы - это тоже добропорядочные, воспитанные, трудолюбивые, смиренные, богобоязненные люди. Простые крестьяне-крепостные. Василий - трудолюбивый, честный, добрый, верный в любви.

Наум Дрот - отец Маруси. Это глубоко религиозный человек, смиренный перед Богом и властью. Благодаря набожности и честному труду нажил достаток и достиг счастья и морального удовлетворения. Наум Дрот умудренный жизненным опытом. Он не отдает дочь за сироту лишь потому, что хорошо знает, какая судьба ждет солдатку - "ни женщину, ни вдову.., как же послідню паплюгу..." Он в своих действиях исходит из реальных тогдашних условий.

Искусно вплетается в канву повествования детализированная картина сватовство : "Маруся Пошла в комнату и вынесла на деревянной тарелке два полотенца длинных и мудро вышитых, хрест-нахрест положенных, и положила на хлеб святому, а сама встала перед образом и ударила три поклоны". Хлеб-соль, полотенца, образы - самые святые обереги каждой украинской семьи. Подробно изображает Кітка-Основьяненко и картины помолвки, свадьбы, похорон, с непревзойденным мастерством изображен темпераментные национальные танцы.

Реалистично изображает писатель и трудовые будни крестьян, показывает трудовую деятельность земледельца, рассказывает о том, что" в его хозяйстве, в сельской окраине и в доме между женщинами творится". Однако дальше окраине и хозяйства писатель не получается. Главное в его повести - это лишь мораль и быт жизни крестьянства. И это не удивительно, потому Квитка-Основьяненко считает существующий порядок нормальным. Не нормальная только поведение некоторых чиновников, поэтому хозяин у "Маруси" добрый, который предлагает Василию за честный труд найти вместо него "найомщика" в солдаты. Такая неоднозначность трактовки народной жизни дает нам возможность говорить о повесть как произведение сентиментально-реалистичный.

Размышляя над произведением после его прочтения, приходишь к выводу о богатство и самобытность украинской культуры. Цветок с любовью воспел в повести "Маруся" свой прекрасный родной край, свой народ. Важнейшим же героем, по мнению Белинского, является Украина " с ее поэтической природой, с ее поэтическим жизнью простого народа, с ее поэтическими обычаями". Мы наследники этого неоценимого сокровища, нам беречь культуру и историю своих предков.