Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

10 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ИВАН ФРАНКО

Проблема вождя и народа в поэме «Моисей»

Библейская основа поэмы Франка дала возможность поэту привязать вопрос конкретного исторического времени и личные мнения и сомнения до вечных образов. Священное Писание является основой произведений многих художников, и это один из огромных парадоксов: книга историй и легенд небольшого народа содержит будто бутоны развития всей человеческой истории, конфликтов и вопросов, стоящих перед народом и отдельным человеком.

В 1905 году Иван Франко, обозревая жизненный путь, был подавлен расстройством между тем, к чему он стремился, и тем, что видел вокруг. Он призвал к борьбе за счастье, и знал он твердо, где оно? Сомнения и размышления заставили его обратиться к величественной фигуры еврейского пророка, который сорок лет вел по пустыне свой народ, освобождая из рабства. Определенные аналогии с историей Украины, что тоже была зависимой от Польши, то от России, со стремлениями и сомнениями украинского народа помогали Франко создать большую поэму. На это указывает символический пролог.

Трагическая фигура Моисея, который душу и жизнь посвятил одному-освобождению своего народа, изображенная в тяжелый момент. Уже приблизившись к Палестины, евреи начали отчаиваться в словах пророка, что обещал свободную жизнь в обетованной земле. Молодежь не верит в пророчества, не хочет идти куда-то в неизвестную, а может и несуществующую Палестину. Неопределенным становится для них завет Иеговы. Итак, Моисея обвиняют в том, что он хочет погубить народ, и гонят прочь из лагеря . Такова судьба всех пророков. Иван Франко задумывается над тем, что поддерживает этих людей, и понимает: когда уже нет сил, когда летишь «в таинственную бездну», спасает только одно:

И один слышу ощупь еще -

Странную руку Господню.

Самые тяжелые для пророка не времена, когда не верит ему народ, а минута, когда сам он уже не знает:

Может, голос, который вывел тебя

На поход тот несчастный,

Был не жадный горючих купель,

А твой внутренний, собственный?

Большинство всегда права - так учат некоторые теоретики. Но на самом деле Бог говорит с нами наедине. Моисей в колебаниях проводит ночь и день и не выдерживает испытания: «Обманул нас Иегова!» Он получает новое слово Бога: народ спасется, и Моисей не войдет в Палестину. Он останется на пути, где

...кости истлеют твои

Вроде и до страха

Всем, что рвутся весь возраст до цели

И умирают на пути!

Суровое наказание за колебания - пройти с народом весь путь с единственным желанием «помочь братьям и их слезы обтереть», увидеть «пречудну долину» и не дойти до нее.

Народ в поэме часто ведет себя, как кучка детей. Моисей ведет их, страдает и мечтает. А они требуют, чтобы он взял на себя весь груз ответственности за людей, чтобы «защита нам с него, и честь и надежда, и подспорье, чтобы и господин нам он был, и слуга, и цель, и дорога». Не много ли для одного человека? Моисей, несмотря на это, полон неописуемой любви к родному народу. Смерть пророка пробуждает у народа новые силы, вновь вспыхивает вера, находятся новые предводители, ведущие людей дальше.

Иван Франко не питает иллюзий относительно отношений пророка и его народа. Трагическое величие и самостоятельность Моисея углубленные тем, что Иегова не наказывает народ, который изгнал пророка, но пророка за время сомнений наказаны. Духовный вождь не должен сомневаться, отчаиваться. Его жизнь - камень под пятой истории, ступень в лестнице роста народа.