Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

МАКСИМ РЫЛЬСКИЙ
Рыльский Максим Фадеевич поэт, переводчик, публицист, общественный деятель




(1895-1964)

Максим Рыльский родился 19 марта 1895 года в Киеве. Его отец, этнограф, общественный деятель и публицист Тадей Рыльский, был сыном богатого польского пана Розеслава Рыльского и княжны Трубецкой. Один из предков Рыльских в XVII веке был киевским городским писарем. Дед был учеником базиліянської школы и во время взятия Умани гайдамаками в 1768 году едва не был казнен. Тадей Рыльский вместе с Владимиром Антоновичем и группой других польских студентов решили посвятить себя изучению истории Украины и отдать свою жизнь народа, среди которого жили. В истории это движение известен как движение хлопоманов. Мать Максима Рыльского, Мелания Федоровна, была простой крестьянкой из села Романовки (ныне Попельнянского района Житомирской области). в 1902 году умер его отец, и семья переехала из Киева в Романовку. Максим сначала учился в домашних условиях, затем в частной гимназии в Киеве. С детства познакомился с композитором М.Лисенком, этнографом, исследователем и собирателем украинских народных дум и песен Д.Ревуцьким, актером и режиссером П.Саксаганським, этнографом и фольклористом О.Русовим, которые произвели на него большое влияние.

Некоторое время он жил и воспитывался в семьях Н.лысенко и А.русова. После частной гимназии Рыльский в 1915-1918 годах учился на медицинском факультете Киевского университета Св.владимира, затем на историко-филологическом факультете Народного университета в Киеве, основанном за гетмана Павла Скоропадского, но ни одного из них не закончил. Занимался самообразованием, изучением языков, музыкой. С 1919 по 1929 год учительствовал в селе, в том числе и в Романовке, а также в киевской железнодорожной школе, на работфаке Киевского университета и в Украинском институте лингвистического образования.

Первый сборник его стихов «На белых островах» вышла в 1910 году. В 1920-х годах Рыльский принадлежал к художественной группировки «неоклассиков», преследуемого официальной критикой за декадентство, оторванность от современных потребностей социалистического жизни. В течение десятилетия вышло десять книг стихов и несколько книг поэтических переводов, в частности 1927 года - перевод поэмы Адама Мицкевича «Пан Тадеуш». 1931 года Рыльского арестовывает НКВД, и он почти год просидел в киевской Лукьяновской тюрьме. Его товарищи-неоклассики д. загул, М.Драй-Облако, П.Филипович, М.Зеров были репрессированы и погибли в концлагерях. С 1931 года творчество Рыльского претерпевает изменения, он, не в состоянии выступить против режима, вынужден поставить свою поэзию на службу ему. Его творчество делится на два русла - официальное и лирическое, в последнем ему удавалось создать независимые от политики, чисто художественные произведения, которые пережили его. В советскую эпоху Рыльский написал тридцать пять книг стихов, лучшие среди которых - «Знак весов» (1932), «Лето» (1936), «Украина», «Сбор винограда» (1940), «Слово о родной матери», «Розы и виноград» (1957), «Голосеевская осень», «Зимние записи» (1964); четыре книги лиро-эпических поэм, много переводов со славянских и западноевропейских литератур, научные труды по языкознанию и литературоведению. в 1943 году его избрали академиком. В 1944-1964 годах Максим Рыльский был директором Института искусствоведения, фольклора и этнографии АН Украины. в 1960 году ему была присуждена Ленинская премия, в 1943, 1950 - Государственную премию СССР. Умер Максим Тадеевич Рыльский 24 июля 1964 года. Похоронен в Киеве, на Байковом кладбище.

Еще в 1923 году Максим Рыльский, отвечая на обвинения официальной критики в декадентстве, оторванности от современности и социалистической революции, писал: «Я могу одгукуватися лирическим стихотворением только на прошлое, только на то, что осталось в душе и может иметь прозрачную форму, удельный моей манере. Иначе писать не могу». Рыльский сопротивлялся как мог, и сумел написать под сокрушительным обстрелом критики, с клеймом декадента и в условиях настоящего террора десять книг замечательных лирических стихов и лиро-эпических произведений, несколько книг переводов, среди которых и сейчас остается непревзойденным перевод «Пана Тадеуша» Адама Мицкевича (1927).

Уже в первой своей книге «На белых островах» пятнадцатилетний Рыльский демонстрирует свободную и изысканную ритмическую организацию слова. В этой книге оказалась самая главная черта поэта - писать ясно, лаконично, прозрачно и в то же время глубинно мудро. Он был большим мастером сонета, форма которого требовала лаконичности, строгой дисциплины, предельной краткости мысли и слова, что, конечно, во времена, когда процветало революционное псевдоноваторство, основанное на фальшивых идеологических лозунгах 20-х годов, вызвало непонимание, осуждение революционных теоретиков литературы. Кто не уничтожал классической формы, мысли, самой природы поэтического слова, тот объявлялся ретроградом, а впоследствии и врагом народа:

«гениальные» Тычины,
Сосюры, другие...
Руки прочь!
Не хватайтесь за колеса
локомобилей истории, -

писал в 1927 году один из тогдашних официальных ультралевых поэтов-революционеров» Гео Коляда. Эти слова касались и Рыльского, которого лидер ортодоксальной марксистской критики В.Коряк называл «человеком с идеологией феодала», что в те годы было равнозначно судебном приговором. Но тот же Коряк, видимо, сам того не осознавая, коверкая поэта, невольно дал высокую оценку Рыльском и его лирике: «...мысль несется послушно за поэтом, по его чеканными сонетами, туда, в забытые барские имения с их библиотеками, книгами, оправленими в бархат и сафьян, с коллекциями трубок и турецких ятаганів».
Действительно, Максим Рыльский с молодых лет и до последних дней жизни был гранословом, всегда был увлечен творчеством великих поэтов прошлого. Нужно было иметь мужество, чтобы писать нежную лирику и строгие сонеты и октавы в то время. Уже через много лет Максим Тадеевич, не имея зла на своих хулителів, через которых он отбыл заключение и, к счастью украинской культуры, остался жив, напишет, что термин «неоклассики приложено было случайно и очень условно до небольшой группы поэтов и литературоведов», а своих критиков он называет всего лишь «очень решительными людьми».
Максим Рыльский имел непревзойденный талант импровизатора и прекрасно играл на рояле, научившись этому у великого украинского композитора Николая Лысенко. Видимо, именно этим объясняется особая нежность, чистота, мелодий-ность лирики Рыльского. Первое, что поражает в его стихах, - это богатство мотивов. К традиционным с украинской поэзии Рыльский приобщил мотивы, почерпнутые из античной и западноевропейской, а в новые времена - из современной жизни и его реалий. Его стихи богаты на литературные и философские реминисценции, обращение к ясным и трагических, но точно земных человеческих чувств.
  
Разве я не капля мала,
Что мир необмежний одбила,-
Лишь почвы своего не нашла,
Лишь крылья родимые погубила! -
  
писал Рыльский в шестнадцатилетнем возрасте. Именно эту ясность мироощущения, детское увлечение радостью жизнь поэт пронес через всю свою жизнь. Даже в вынужденных обстоятельствами изменениях своего творческого кредо, когда, по его словам, «современность заговорила», он прежде всего вслушивался в движениях человеческой души, в глубины человеческих переживаний. Поэтическое слово у него заряженное сосредоточенной мыслью, энергией, закованная в классически прозрачные и гармонично взвешенные формы. Он в угоду времени не менял своего отношения к классическому пониманию мастерства поэта, не сбивался с пути одвертого вульгаризаторства или псевдоноваторства, а видел свой путь в верности классической поэтической традиции, усваивая новые влияния «как осторожный охотник», по его словам. И даже сочиняя «симфонию мускулатур», он пытался все-таки ловить музыку времени. «Новая жизнь нового стремится слова», - вынужден был написать Рыльский, но среди многих официозных, хоть и талантливо написанных, стихов 30-50-х лет раз в раз появляются настоящие шедевры, которые навечно оставляют Рыльского среди выдающихся поэтов современности.
Рыльский исповедовал символістичну эстетику, которая восхищала его в произведениях Бодлера, Рембо, Малларме, Верлена, Блока и Анненского. Именно от символизма, а также от украинской народной песни взял поэт музыкальность своей поэзии. Даже его сонеты и октавы чрезвычайно песенные, мелодичные. Благодаря Рыльском и неокласикам украинская поэзия сравнялась с западноевропейской в использовании сложных форм стиха - терцина, октавы, сонета, различных метрических средств - от гекзаметра к верлібра. Особым мастерством отличаются сонеты Рыльского, в которых он словно оттачивал свое поэтическое мастерство. По выражению Ю.Лавріненка, исследователя его творчества, «может, именно поэтому Рыльский выбрал сонет и дал ему еще одно высказывание, этим вместе высказывание украинской тоски по освобождением из провінціялізму, за «большой землей» культуры.
Стремлением к «большой земле» культуры, к красоте и повновагості слова, к мудрости народа обозначено все творческая жизнь выдающегося поэта. Максим Рыльский был душой и совестью своего народа. Он был не просто поэт, а мыслитель, философ, мудрец и трудоголик, который со своей голосеевского парка в Киеве, мудро прищурившись, видел весь мир, но никогда не забывал своей Романовки. Поэтому и мог, постигнув вершины мировой культуры, завещать потомкам:

Как росток виноградной лозы,
Лелейте язык.
Пристально и неустанно
Політь сорняк. Чище
от слезы
Она пусть будет. Верно
и послушно
Она каждый раз служит вам,
Хоть и живет своим живым
жизнью.
Прислушайтесь, как океан
поет -
Народ говорит.

 

*

Не забывайте при том, что был Максим Тадеевич чрезвычайно живым человеком - и все человеческое было ему присуще: он всегда был с людьми и на людях, слишком любил задушевные разговоры в обществе, не чурался и приятелей за рюмкой, добросовестно отбывал весь охотничий сезон с ружьем в руках... Кроме того, он путешествовал непрестанно - и по родной стране, и во всех мирах. Скажу правду: я больше не знал людей такой неисчерпаемой энергии, которые бы все делали так много и так скоро... И о судьбе его хочется сказать так: он был блестящий, но глубокий, был скорый, но безупречный.

Ю.Смолич. 1969.

*

Есть такие люди, о которых говорится: «О, это мудрый человек, но ум его злой». Характер Максима Рыльского сочетал ум с добротой, его мудрость кроткая и, видимо, поэтому неоспорима.

Д.павлычко. 1969.