Статья
Развитие украинской литературы и искусства
Вторая половина 50-х гг. стала поворотным пунктом в новейшей истории литературы, кино, живописи, других видов искусства. Разрывая сталинские идеологические путы, художники возвращались к осмысление и отражение общечеловеческих ценностей и идеалов, к реальному человеку с его многогранными интересами, запросами. Возможность иметь собственную, а не сформулированную в кабинетах чиновников от культуры мнению способствовала духовному раскрепощению художников.
Именно в это время начинается "новейшее украинское" возрождение. В литературу и искусство приходит блестящее, талантливое поколение "шестидесятников". "Шестидесятничество" - проявление политических форм сопротивления различных социальных слоев населения существующему режиму. Наиболее активно и широко в этом движении принимала участие творческая интеллигенция, в частности писатели, в определенной степени художники, учителя и т.д. Они выступали против русификации, ущемление демократии, прав человека, неравенства в положении республик, жестокости строго централизованной тоталитарной системы, несоблюдение существующей Конституции, за свободу в вопросах художественного творчества. Это в конечном счете был оппозиционное движение против существующей государственности валди и характера ее деятельности.
В конце 50-х - начале 60-х годов расцветает талант одного из самых ярких украинских поэтов, "рыцаря украинского возрождения" Василия Симоненко. Уроженец Полтавщины, Симоненко начал писать стихи, еще учась на факультете журналистики Киевского госуниверситета. В 1962 г. увидела свет его первый поэтический сборник "Тишина и гром". Впоследствии - сборник "Земное притяжение". 1965 и 1973 гг. в Мюнхене опубликовано другие произведения автора. Однако увидеть их поэту так и не удалось. В 1963 г. его было жестоко, по-зверски избиты на вокзале в Черкассах, преступников так и не нашли. Того же года Василий Симоненко умер.
Стремительно ворвалась в украинскую поэзию одна из самых одаренных представительниц "шестидесятников" Лина Костенко. С отличием окончив Литературный институт им.горького в Москве, поэтесса выпускает две сразу же замечены критикой сборника стихов - "Лучи земли" и "Странствующее сердце". Лина Костенко обращается к вечным проблемам духовности украинского народа, исторического прошлого государства. Стихи поэтессы отличает неординарность, критические оценки многих событий.
Характеризуя самых ярких представителей "шестидесятников" в украинской литературе, Є.Сверстюк писал, что, несмотря на много общих черт, каждый из них отличается своей творческой индивидуальностью:
"Иван Светличный выводил соцреализм на общечеловеческий пространство и демонтировал теорию партийной литературы. Иван Драч принес первые стихи необычные и непонятные, как будто его не учили, о чем и как надо писать... Василий Симоненко заговорил с Украиной в тоне чрезвычайной искренности и откровенности. Николай Винграновский тревожно заговорил о своем народе, и метафоры его звучали апокалиптично. Лина Костенко изредка выступала со стихами, но то были стихи такого звучания, как будто вся советская поэзия для нее несущественна... Валерий Шевчук писал блестящие психологические новеллы "ни о чем".
Евгений Гуцало эстетически животворив образы вне "социалистической действительности", а Владимир Дрозд обличал действительность с неразрешенного стороны.
Совсем не то и совсем не так, как учили в институте, рисовали Виктор Зарецкий, Алла Горская, Любовь Семыкина, Галина Севру, Панас Заливаха, Вениамин Кушнир.
Центром украинского "шестидесятничества" стал основанный в 1959 г. киевский клуб творческой молодежи "Современник", инициатором и вдохновителем создания которого был театральный режиссер Лесь Танюк. Клуб осуществлял значительную просветительскую работу, проводил празднование юбилейных дат выдающихся украинских деятелей, способствовал организации выставок молодых. В 1962 г. аналогичный клуб "Подснежник" возник во Львове, в дальнейшем творческие ячейки "шестидесятников" появились в Одессе, Запорожье, Днепропетровске, других городах республики.
В 60-х гг. имя писателя В.Некрасова тесно связывалось с наиболее оппозиционно-демократическим журналом "Новый мир", главным редактором которого был О.Твардовський. Здесь были опубликованы его путевые заметки, размышления о прошлом и современное Киева. Размышления В.Некрасова отличались прямотой, правдивым освещением войны, отказом от открытого "черного" изображения западного образа жизни. Это и стало одной из причин нападок на писателя, что побудило его в 1977 г. эмигрировать.
Постепенное сворачивание "хрущевской оттепели" в начале 60-х гг. нашло отражение и в украинской литературе. После встречи Хрущева с представителями творческой интеллигенции в Москве в конце 1962 г., розціненої как "закручивание гаек", усиливается наступление на новую литературу в Украине. Резкой критике партийное руководство подвергло творчестве и. Драча, н. винграновского, и. Светличного, С.Голованіського, Е.сверстюка.
|
|