Статья
Роль песни в пьесе Котляревского "Наталка Полтавка"
Прочитав, а потом просмотрев пьесу и. п. Котляревского " Наталка Полтавка", я поняла, почему она такая "живучая", почему уже второе столетие не сходит со сцены. Читатель и зритель любят всех: от моторной Натальи и к господину приставу, который "без примісу ухищренія" завладевает сердцем публики. Пьеса пробуждает у зрителя "пожизненную правду духовной красоты", ее сила в простоте, правде и самое главное, - в любви автора к своему народу". Больше всего эта любовь оказалась в песнях пьесы, которые и сути произведения, формой его существования. Народная песня, музыка были неотъемлемой частью духовной жизни народа.
Песня в пьесе. Что это за песня? Перенесенные из фольклора, а есть и написанные самим автором в народном духе. Песни здесь не просто музыкальные номера, как в тогдашних комических операх, не только "орнамент", а один из самых главных средств раскрытия нрава, характера образов. В песнях персонажи изливают свои чувства, выражают свои взгляды, самохарактеризуються. Знаменательно, что собственные песни Котляревского, в частности, первый песенный монолог Наташи "Веют ветры, веют буйные", "Солнце низенько" еще до печати пьесы стали популярными и с того времени считаются народными, а это свидетельствует о глубоком знании души народа автором.
Песня в пьесе является органической частью текста произведения. Автор смело использует их, опуская некоторые части, а иногда и дописывая свои. "Котляревский занумерував 19 песен, однако в пьесе их - 22." По своему содержанию, мотивам и жанровыми особенностями, среди этих песен есть лирические, исторические, бурлацькі, шуточные, сатирические... Эти песни не случайно введены в ткань пьесы. Они являются элементом его композиции, каждая из них несет определенную сюжетную нагрузку, помогает глубже раскрыть образы произведения, показать мечты, настроения и стремления действующих лиц.
Шутливо-юмористическая песня "Ой, под вишней..." очень подходит к сложившейся ситуации: ухаживания престарелого господина возного к молодой, красивой Наташи. Метко и остроумно песня высмеивает этого неудачника-ухажера.
Сатирическая песня "Всякому городу нрав и права" - это художественно-образное обнаружение "философии" возного-мошенника, взяточника, г; философии, что оправдывает социальное неравенство: подчиненность бедного богатому, оправдывает несправедливость, круговую поруку, хищничество и ложь.
Прочитав песню "я тебе, дочка, не добра желаю", можно легко прийти к выводу, что этой песней передаются глубокие чувства волнения любящей матери, ее переживания и переживания за судьбу дочери, желание осчастливить Наташу, стремление "любезного зятя достать".
А вот песня Петра "Сонце низенько, вечер близенько" метко передает искреннее и верное любви молодого парня к девушке; песня соответствует не только насторою Петра, но и его стремлению - поскорее увидеться с Наташей, с которой вот уже четыре года как он развелся.
Относительно песен Наталка Полтавка, то они дают богатый материал для характеристики девушки. Ее песни - лирические, искренние, чистые. Они звучат в момент особого психологического напряжения и знакомят читателя,зрителя с героиней: красивой, работящей девушкой, энергичной, умной, остроумной, доброй, которая уважает мать, уважает всех старших.
Как видим, каждый герой в пьесе имеет свою песню, которая помогает нам глубже познать этот образ.
Конечно, Котляревский мог и не использовать столько песен в своей пьесе. Мог бы и не уделять такого значения песенном репертуара в произведении, ограничиваясь несколькими песнями. Но тогда и не были бы раскрыты так глубоко и ярко характеры персонажей, тогда не чувствовалась бы так тонко народность пьесы.
"Наталка Полтавка" напоенная живлющими соками народной песни и народного полнокровной жизни. И это, по моему мнению, сделало первую пьесу Котляревского, первое драматическое произведение новой украинской литературы с самым выдающимся произведением мира, что живет и будет жить еще не одно столетие.
|
|