II семестр
С ЛИТЕРАТУРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ (продолжение)
ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИК 4
Урок 86. ПРЕЛЕСТИ ЛЕТНЕГО УТРА. АНАТОЛИЙ КОСТЕЦКИЙ «РЫБАК-ЧУДАК»
Цель: совершенствовать технику сознательного, выразительного чтения стихотворных произведений, умелого использования интонаций в речи; формировать оценочные суждения, учить выделять главное; воспитывать любовь к прекрасному.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Работа над скороговоркой. Игра «Дождик»
Хочет залезть в шкаф кошка,
Шуршит в шкафу мышка.
2. Игра «ну-Ка, прочитай!»
- Развяжите «составляющие» примеры и прочитайте слова.
Яр + блу + кома - рма = ... (яблоко);
как + киви + рис - возраст - ис = ...(якорь);
гол + рома + ха - малая = .. .(горох);
сок + дон + это - дик = ...(солнце).
3. Игра «Найди слово в слове»
Пороги (рога), калина (линь), зонтик (пара), машина (шина), дом (осел).
4. Работа над чистомовкою
Ра-ра-ра - веселая игра.
Ро-Ро-ро - вороново перо.
Ру-ру-ру - в руки беру.
Ри-ри-ри - маленькие снегири.
Ри-ри-ри - за мной повтори.
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
1. Игра «В художественном музее»
Выставка-презентация иллюстраций к стихотворению А. Костецкого «Начинается весна».
2. Игра «Кто лучше?»
Конкурс на лучшее выразительное чтение стихотворения.
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Продолжаем знакомство с замечательной поэзией Анатолия Костецкого.
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Игра «Предсказания»
- Рассмотрите рисунок к стихотворению.
- Как вы думаете, что заинтересовало парня?
2. Проработка стихотворения А. Костецкого «Рыбак-чудак» (с. 92-93)
1) Выразительное чтение стихотворения учителем.
- Какие картины возникали в вашем воображении во время слушания стихотворения?
2) Словарная работа.
а) Справочное бюро
Медленно - не спеша, не торопясь.
б) Чтение столбиков слов «буксиром» за учителем, в парах.
Улов птицы
нежно лучах
в пять утром
похизуєшся ранним
расправляли уставало
Физкультминутка
3) Игра «Пчелки». Самостоятельное напівголосне чтение стихотворения учащимися.
- Что рыбак-чудак считает богатым уловом?
- Чем особые выделенные выражения?
4) Выразительное чтение стихотворения учащимися.
- Приходилось ли вам наблюдать картины, подобные тем, что видел рыбалка? Опишите их.
- Как вы считаете, кого из собеседников поддерживает автор?
5) Игра «Актеры».
По заданию учителя прочитать стихотворение:
а) восторженно;
6) удивленно;
в) безразлично.
6) Игра «Подбери рифму».
Встал... (поймал);
в росе... (наріці);
на зарнице... (птицы);
сам... (зависал);
чудак... (вот так).
7) Работа в паре.
Разыграть сценку по содержанию стихотворения. В словах рыбака передать восторг, радость от увиденного, а в словах его собеседника - сначала интерес, а потом - удивление.
8) Самостоятельное чтение учащимися текста И. Нечуя-Левицкого.
- Что рассказал о восход солнца, небо, птичек, утренний воздух Иван Нечуй-Левицкий?
- Найдите соответствующие строки в стихотворении «Рыбак-чудак».
VI. ИТОГ УРОКА
- Какие открытия вы сделали для себя на уроке?
- С каким настроением заканчиваем урок?
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
- Что показалось сложным?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выразительно читать стихотворение.