Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

ДЕКЛАМАЦИИ - жанр стихотворных произведений XVI - XVIII ст., который является промежуточным между поэзией в собственном смысле этого слова и драмой.

Нельзя считать, как утверждают некоторые исследователи, декламации предшествовали школьной драме, потому что этот жанр существовал и во времена функционирования школьной драмы, хотя временно он и более отдаленный. Декламации были текстовым материалом для рецитаційного действа, то есть публичного исполнения в церквях и школах разного уровня, во время рождественских и пасхальных праздников, тех или иных важных событий, при похоронах, поздравлениях именитой лица, зустрічах. их писали, как правило, учителя школ для ученического исполнения, хоть иногда декламацию составлял целый класс поэтики, что было составляющей частью учебного процесса. Декламаторов могло быть от 3-х до 20-ти и больше.

Древнейшая известная нам декламация - «Просфонима, привет преосвященному архиепископу кир Михаилу, митрополиту киевскому, галицкому и всея России», составленная в Львовской братской школе, когда тот был сначала рукоположен, а затем рукоположен в митрополиты (17 января 1591 г.). Декламация имеет интересную форму, состоит из приглашения - проказувалось перед народом в церкви от детей и лекарств (хоров). В первом лике рецидує 5 отроков, во втором - 8, в третьи,м - 5. Затем идет «Молитва», обращение «К старейших», привет архиепископу в школе, «Моление от нищих» (два отроки) и «всех вообще». Итак, рецитація могла происходить в нескольких местах: в церкви и в школе. Это образец торжественной декламации.

Существовали и грустные ляменты. Здесь особенно интересен «Лямент дома князей Острожских» Д. Наливайко (1603), время лямент имеет форму не так декламационную, как письменно-литературную, например «Лямент на смерть Л. Карповича» Г. Смотрицкого (1620) или «Лямент на смерть И. Василевича» Д. Андреєвича (1628), хотя в последнем есть элемент декламационный («Трен нищих студентов школы Луцкой братской», «Гербы и трени на гробу... Сильвестра Косова», 1658). Самым выдающимся среди такого типа произведений является «Стихи на траурный нужд П. Конашевича-Сагайдачного» К. Саковича, состоящие из Предисловия и рецитации 19 студентов (каждый из них подписан под стихом), а завершаются «Эпилогом смертью избитого в живых» и Эпитафией. Произведение сочетает декламацию с произведением письменно-литературным.

С рождественских декламаций ли не древнейшая «На Рождество Христово стихи» П. Беринды (1616); в определенной степени декламацией можно назвать «Узор цнот... Есть. Плетенецкого» О. Митури (1618). В П Беринды рецидує семь отроков с предисловием и эпилогом, в О. Митури произведение разбит на отдельные стихотворения, посвященные достоинствам оспівуваної лица, что было удобно при рецитации. Образцом коллективно написанной, приветственной декламации, где актерами выступают авторы стихов, есть «Імнологія» Петру Могиле, которая подается в форме «піснеслов'я»; здесь каждый стих пишется и произносится па заданную библейскую тему.

Одна из величайших декламации «Евхаристиріон, или Благодарность» С. Почаського (1632) с посвящением также П. Могиле, которая провозглашает становление в Киеве Парнаса, начинается с «Стемми сиятельных Могил», имеет прозаическую предисловие автора и состоит из двух чаще: Геликона с его составляющими (науками) и Парнаса с его літоростями (искусствами), которые должны культивироваться в Киеве, и заключительными стихами: Благодарностью, Молитвой, обращением к Зоила; каждый рецитатор подписан под стихом. Форму декламации использует в своем сборнике «Роксоланки, или русские барышни» С. Зиморович. Здесь есть разделение па хоры (лекарство), подается співпа партия каждом. Но это лишь литературный прием, хотя писались стихи на свадьбу и, возможно, имели па цели и рецитацію.

В 1648 г. вышла отдельным изданием декламация студентов Киево-Могилянской коллегии в честь князей Вишневецких. Образцом пасхальной декламации является «Стихи на пресветлый день Воскресения Христова» А. Скульского (1630) и «Стихи на радостный день Воскресения Христа, Спасителя нашего». Волковича (1631). Особенность их заключается в том, что декламации входят компонентом в драматические произведения, а не являются самостоятельными. Очень интересная декламация на «Воскресение Христово» у Петра Поповича-Гученського, как соединение поэтики низового и высокого барокко (конец XVII в.). В первой части (Пролог и 12 отроков) декламаторы рецидують на богословские темы, а отроки (13 - 20) выкапывают шуточную партию о борьбе со смертью и описывают эпизоды школьной жизни в інтермедійному духе. Декламацию на Страсти Христовы написал Д. Туптало, она состоит из Пролога и двух частей, рецидують 11 отроков.

Создавались декламации и в стенах Киевской академии. В частности, в честь св. Екатерины написано коллективно под руководством проф. И. Ярошевицького декламацию польском языке «Гений св. Екатерины» (начало XVIII в.). Следует вспомнить волынскую «Декламацию на праздник Пасхи» с інтермедією к ней (1719), созданную в какой-то сельской школе. Состоит она из 14 поздравительных стихов, которые выкапывали ученики и учителя (дьяки), в текст вставлялись песни. Поэтика декламации время используется при написании драм, но не как вставные части, а структурно. Такой декламаційною драмой является «Милость Божья» (1728), вероятно, И. Неруновича; в основу произведения положен не так действие, как декламаційні пассаже. В целом расцвет жанра декламации приходится на XVII в., в следующем веке он приходит в упадок. Из интересных поздних декламаций можем назвать «Declamacio» Мануйла Базилевича (1752 - 1755 ).

Лит.: Петров Н. Очерки из истории украинской литературы XVII - XVIII веков. К, 1911; Резанов В. Драма украинская. К., 1926. Вып. 1; 1928. Вып. 5; Украинская поэзия: Конец XVI - начало XVII вв. К., 1978; Украинская поэзия XVII ст. (первая половина). К, 1988; Украинская поэзия: Середина XVII века. К., 1992.

В. Шевчук