УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Чем эпитет отличается от логического определения?
Эпитет - это средство художественной образности, который подчеркивает существенное свойство определенного предмета, явления, придавая ему поэтической яркости, индивидуализируя его. Так, создавая пейзажную зарисовку августа, ясного и богатого летнего месяца, П. Филипович использует такие эпитеты: «огнекрилих бабочек рой», «золотая паутина», «мудрые растения». Они точно характеризуют изображено, подчеркивают его существенные признаки. Следовательно, эпитет - это художественное определение, которое возникает с переносного значения слова. Его следует отличать от логического определения, которое характеризует предмет или явление с точки зрения его общих свойств (по размеру, весу, цвету и т.п.), то есть указывает на параметры, присущие им изначально («деревянный стол», «синее небо», «большое окно»). Однако в контексте и художественные, и логические определения могут приобретать образного значения. В таком случае их нелегко различить. Обратимся к поэзии Лины Костенко из сборника «Сад нетающих скульптур»:
Черниг садится в черным лодка
и ставит черные вентеря.
(.«Акварели детства»)
Выхожу в сад, он черный и худой,
ему уже ни яблочко не снится.
("Выхожу из сад...»)
Черный сон веков не сбудется...
(«Летучие катрены»)
Черная магия ночи, скажи мне голосом год -
эта тревога, эта нежность,
неомраченный рай без изгнания,
завороженный счастье,- бывает ли такое навек?
(«Это не чудо, это чад...»)
Какого художественного эффекта достигает поэт, используя определение цвета «черный»? В первых двух цитатах, на первый взгляд, оно употреблено в прямом значении слова, однако это обманчивое впечатление. Действительно, бывают черные лодки, черные вентеря, но Л. Костенко будто «открывает» второе значение этого слова - «древние, старые», потому что речь идет о «акварели» памяти ребенка, которая вспоминает эпизоды раннего детства, что-то додумывает, фантазирует, Подобную художественную логику наблюдаем во второй цитате, где определение «черный» имеет еще более широкий спектр підтекстових значений: сад осенний, омытый дождями, без листьев. А соседство метафорического (употребленного в переносном значении) эпитета «худой» творит щемящую картину поздней осени. У «Летучих катренах» образ «черный сон веков» вообще перерастает в символ времени, обозначенного войнами, экологическими и духовными катастрофами. Однако лирическая героиня убеждена в победе света, жизни над темными силами ночи, «черным сном веков». И, наконец, последний пример - больная откровенное размышление о чуде любви. Поэтесса использованную* метафору «черная магия ночи»,. усиленная эпитетом завороженный» счастье (закономерно - где магия, там и гадание), передает самые тонкие человеческие чувства. Так, умело пользуясь словом, в частности эпитетами, Л. Костенко создает неповторимый мир, имя которому - поэзия.
|
|