Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Романтический идеал национального освобождения и свободы в ранней лирике Павла Тычины


 

Творчество п. тычины в разные времена воспринималась и оценивалась по-разному. Да и сам он, по моему мнению, был разный. Нежный вдохновенно-радостный, когда в него пышно цвела "радуга дум". Печальный и тревожный, когда по сердцу ударяло человеческое горе. Однако, хочешь-не хочешь, а бывал и неискренним, себя недостойным, когда вынужденно "поцеловал пантофлю" сталинизма, став его фальшивым оспівувачем, но обойдем то хилое творение давно устаревшее. Главной пружиной творчества для Павла Григорьевича Тычины стала "революция", что с ней он связал свою поэтическую судьбу. Только она дала ему возможность стать поэтом миллионных масс. Именно в это время поэт прибегает к "недопустимому" факта: в сборнике "Вместо сонетов и октав" поэт объединяет большевизм и его врагов "под одним общим знаменателем: убийцы". Возмущались по этому поводу литературные критики советской эпохи. Не будем удивляться, что для них такие очевидные вещи были "дикими". Время расставило истинные акценты лишь через десятилетия.

Вспомним и мы Шест, с его романтическим идеалом национального освобождения и свободы в ранней лирике, позже опечаленного, подавленного человеческими трагедиями.

Годы 1917-1918... Молодой Тычина мечтает о пришествии царства свободы, света и справедливости, вдохновенно призывает:

"Открывайте двери - невеста идет! Открывайте двери - голубая лазурь!, в то время, когда двери Украины одчинилися, но на пороге стояла рябина ночь, пути все были в крови братоубийственной войны".

Сначала триумфальное приветствие бескровной украинской революции в поэме "Золотой гомон". 1917 год, июнь - провозглашено возобновление государственности Украины. Самые широкие слои украинского народа поддержали эту революцию. По ее случаю Киев превратился в сплошные демонстрации и митинги. Именно это общечеловеческое подъем, ликование по поводу провозглашения свободы для Украины в бравурному победном тоне передает Тычина в поэме:

Над Киевом - золотой гомон,

И голуби, и солнце!

Внизу -

Днепр трогает струны.

Поэтическое произведение является свидетельством об удовлетворении широчайших народных масс Украины добытой изначальной волей:

То где-то из сел и хуторов идут в Киев

путями, тропами, обніжками.

И бьются их сердца в такт:

- Идут! Идут! -

Звенят, словно солнца в такт:

- Идут! Идут!-

Там путями, тропами, обніжками.

Идут!

И все смеются, как вино.

И все поют, как вино.

Я - сильный народ,

я молодой!

Художника, человека гуманного, таким был в то время Тычина, радует бескровная революция, которую он сравнивает с солнечным праздником, с слиянием тысяч желаний в единое - "золотой гомон".

Слышатся и тревожные нотки в "золотом гомоне украинской свободы", среди возгласов "Слава" - из тысячи груди". Жестокое, неведомое предстает видением "Двух черных гробов". Безжурність, золотое чувство свободы - надолго ли оно? - Побуждает к размышлениям поэзия.

А засилье черного воронье ... Это же трагическое предупреждение о предстоящих ужасах.

Но поэт настроений оптимистично. Он радуется от осуществления мечты.

Позже. 1918 - январь. Скорбная судьба Украины отражается в поэзии Тычины "Памяти тридцати". Стихотворение - прощальное слово на погребение украинских студентов и учеников, которые стали жертвами смертельной битвы против войска муравйовської шовинистической стаи, которая совершала зверские расправы над всеми, кто говорил на украинском языке. Такие были эти якобы "революционеры", посланные Москвой на подавление украинских национально-патриотических устремлений.

На Аскольдовой могиле

Похоронили их -

Тридцать мучнів украинцев,

Славных, молодых...

Горькие авторские предчувствие кровавой дороги, к сожалению не раз оправдывались.

Именно поэтому, говоря о романтический идеал национального освобождения, я не могла не вспомнить о боль, скорбь, печаль Павла Григорьевича Тычины, которые звучали в его стихах, как диссонанс к идеалу свободы Украины.

Павел Тычина был сыном своей нации в ее трагические и величественные времена. Его творчество відзеркалила и парадоксы драматической эпохи.

Революцией души поэзия Тычины, поэзия, которая витрималанайважчий экзамен времени.