Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Григурко Иван Сергеевич
Романист Иван Григурко




У каждого писателя есть своя заветная земля. Большая, необъятная и неповторимая. На ее просторах, среди ее людей художник находит основные темы, конфликты и образы для своего творчества.

Была своя земля и в талантливого украинского писателя Ивана Григурко. Это - Таврия.

Детство І.Григурка прошло в одесских степях. После детского дома - служба в армии, обучение в Одесском университете. На студенческие годы пришелся поиск своего пути в литературе. А глубже познать жизнь и самобытно его высказать, найти свой неповторимый почерк Ивану Григуркові помогла именно Херсонщина - "сердцевина Таврии", как величал нашу землю писатель.

Будучи сперва корреспондентом "Ленинского знамени", а впоследствии и "Надднепрянской правды", в начале 70-х годов ХХ века он знакомится с тружениками степей, изучает жизнь, быт, вникает в их заботы, запоминает лица, характеры, язык.

Иван Григурко прожил стремительное и напряженное жизни. Длиной в сорок лет. Двенадцать из них были отданы писательском труде.

Основная его литературная форма - средняя и крупная проза. Григурко - повістяр и романист. Им написаны повести "Роса", "Гавертій", "Путина" и романы "Канал", "Дальние деревни", "Ватерлиния", "Красная рыба".

І.Григурко был писателем, который работает до последних дней. Основную работу над романом "Красная рыба" безнадежно больной прозаик завершал в больнице, за несколько дней до смерти. Этому произведению суждено стать последним в его творческой биографии. Роман вышел в Киеве через два года по смерти, в 1984 году.

Роман "Красная рыба" написано на материале бытового, социального и духовного жизни юга Украины и рассказывает о труде рыбаков, охрану заповедной фауны, напряженные будни журналистов. Ведущая действие происходит на рыболовном этапе, в селе Камышаны и в таврическом заповеднике, расположенном на Славянской косе (в которой нетрудно разглядеть Кинбурнскую косу).

В романе несколько сюжетных линий.

Главная из них построена на развитии образа Роберта Журибіди. Это любознательный и мыслящий юноша, который только что успешно закончил десятилетку и ищет себя, свою дорогу в жизни. Подчеркивая в своем герою максималистские черты, писатель сообщает, что Роберт критически оценивает жизненную позицию, деятельность своих родителей и считает их людьми самодовольными, инфантильными, которые заботятся только о материальном достатке и собственный душевный комфорт. В знак несогласия с их жизненной позицией молодой герой покидает родной дом. Он мечтает поступить в институт. Однако волею судьбы Роберт оказывается возле Черного моря, на Славянской косе, где становится рыбаком.

Писатель описывает, с какой настойчивостью, а нередко и фанатичной мужеством Роберт Журибида овладевает неожиданным для него ремеслом.

По характеру Роберт является добрым, отзывчивым, он тонко понимает природу.

Особое место в произведении занимают взаимоотношения главного героя и Таи, гимнастки из Киева. Роберт сперва подсознательно, а потом все отчетливее понимает, что с девушкой, в которую он влюблен, у них разные моральные ценности, духовно близкими, родными стать они никогда не смогут.

Создавая картины жизни своего героя в рыболовецкой бригаде, І.Григурко проводит мысль, что закаливание трудовых навыков само по себе еще не гарантирует формирования у человека целостного нравственного мира. Роберту не хватает умения разбираться в людях. Под влиянием бригадира Нестеровича он начинает торговать рыбой, продавать ее "налево". Жизнь вблизи оказывается совсем не таким, каким оно рисовалось в романтических юношеских мечтах и прожектах.

Журибида приходит к выводу, что "кристально честных", "с полной совестью" людей вокруг него нет, что, возможно, их даже не существует вообще, что реальная жизнь - это путь этических компромиссов, а то и откровенных моральных уступок.

Конец доминирующей сюжетной действия является драматическим, хотя и не лишенным закономерности. Пойман во время противозаконного поступка, Роберт попадает в исправительно-трудовой колонии. В очень горький для своего героя время расстается с ним писатель. Все же, как это часто бывает в произведениях отечественной литературы, художник дает надежду надеяться, что Роберт Журибида найдет в себе силы вернуться в "большое море свободной жизни".

Традиционным для украинской литературы является образ Даниила Передрія. С ним связаны вторая сюжетная линия романа и авторская представление о нравственный идеал.

Передрий - егерь и охраняет животноводческий мир заповедника. Он коренной таврієць, человек сурового жизненного опыта. Несмотря на свой пожилой возраст, егерь по-юношески предан работе. Он выполняет свое дело с самоотдачей, подвижнически. Именно поэтому, будучи безоружным, старый егерь гонится за заядлым браконьером.

Третья сюжетная линия "проходит" через судьбу молодого журналиста Ильи Стана. Энергичным и восторженным газетчиком руководит стремление раскрыть в своих репортажах, статьях характер и дух жизненной творчества жителей Таврии. В сложных ситуациях он всегда занимает строго определенную позицию, отвергает компромиссы.

Последний роман Ивана Григурко - это произведение гостропроблемний, духовно заостренный. В значительной степени писатель достигает этого выводом образов, которые исповедуют концепцию комфортной жизни.

Наиболее выразительным среди них есть Стас, столичный аспирант. Он выступает теоретиком, апологетом подчеркнуто рационального отношения к жизни. Стас наделен незаурядным интеллектом. Он часто хвастается своей умственной развитостью и отточенностью. Стас уверен в себе и своих жизненных перспективах, социальных возможностях.

Он принадлежит к числу самых интересных, оригинальных образов І.Григурка. Как это часто случается с персонажами, которые изображаются с негативными художественными знаками, Стас вышел на удивление "живой", знакомый, типичный.

Он живет логикой, теоретическими комбинациями. Однако они направлены на достижение практической выгоды. Он все оценивает, то есть находит всему цену, прежде всего в собственных глазах. Стас распределяет людей на две категории - низших, то есть тех, кто работает физически, и высших - интеллектуалов. Себя, конечно, он причисляет к представителям незаурядного интеллекта. Ему присущ нравственный цинизм, которого он не стесняется. Его идеал - обеспечено, всесторонне комфортную жизнь. Стас любит себя, свои мысли, он ждет от жизни наслаждения и живет ради этого наслаждения.

Образ Стаса противопоставлено другим концептуальным персонажам "Красной рыбы" - Роберту Журибіді, Данилу Передрию, Ильи Состояния.

В отличие от них, молодой аспирант живет ради себя и не скрывает этого. В отличие от них, на жизненные ситуации он смотрит сквозь призму пользы. Его действия обусловлены критерием "выгодно - невыгодно".

Стас не ищет истин - он их нашел. Смысл его жизни заключается в реализации принципов собственного материального и душевного комфорта. Он не романтик, а последовательный и откровенный прагматик, что теоретически обосновывает свою духовную позицию.

Антитеза "Стас - Роберт, Даниил, Илья" призвана была, согласно авторскому замыслу, оттенить негативные черты, качества молодого интеллектуала-ученого. Возможно, Иван Григурко даже видел в нем этический антиідеал. Критическое изображение Стаса направлено в романе на развенчание этого образа. Писатель изображает его эгоистичным, самовлюбленным, с проявлениями жестокости. В тексте произведения Стас иногда подчеркнуто негативізується, а его интеллектуализм - снижается.

Однако неприглядные качества, помноженные на раскованность, интеллектуальную самодостаточность Стаса, делают этот образ рисовался как духовный контрідеал, по-своему даже привлекательным.

Это тип молодого человека, как она есть, с ее недостатками и специфическими достоинствами, с широкими материальными потребностями и наклоном до предельного самовыражения. Это тип молодого человека, который живет не идеальными представлениями о мире, а реальными материальными интересами. По писательской концепции, Стас не должен был вызывать симпатию, сочувствие. Но в его образе является то, что это сострадание все же вызывает. И именно потому, что это один из наиболее реальных, противоречивых характеров романа.

Композиция "Красной рыбы" неоднородна и непростая. Для придания масштабности и динамичности сюжетной действия Иван Григурко часто использует прием ретроспекции, распространенный в современной украинской, русской и западной литературе. А для того, чтобы полнее обрисовать духовный мир главного героя, романист вводит форму дневниковых заметок Роберта Журибіди.

Есть все основания определить жанр последнего произведения Ивана Григурко как социально-нравственный роман. В нем затронуты проблемы становления молодой личности, взаимоотношений "отцов" и "детей", судьбы любви и моральных принципов, влияния духовных канонов индивидуальности на ее жизненный путь.

Роман Ивана Григурко "Красная рыба" - это нравственно-этическое завещание писателя, его последние пожелания современникам, глубокая песня любви к родному Таврического края, его выразительных и необычных людей.