Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

СКАЗКА КАК ЖАНР



Жанр сказки очень близок к рассказу, однако имеет свои специфические черты, которые отличают его от повествовали По содержанию и форме сказки не однотипные. Они условно делятся на три группы: 1. Сказки о животных, в которых центральными действующими лицами выступают животные или птица и «Перчатка» (1,23), «Лисичка и Журавль» (2,78), «лиса и Волк» (2,110), «Колосок» (1,181), «Беда кавчить (3,169); 2} Волшебные (фантастически-приключенческие и героические) в которых ведущими героями выступают могучие воины-конк велителі или Другие лица, которые воплощают в себе самые положительные качества человека: «Кирилл Кожемяка» (3,330), «Снегурочка» (2,105); 3) Социально-бытовые и бытовые. В них типичными положительными героями выступают простые люди наделены лучшими положительными чертами: «Ленинская правда» (2,55), «Заработанный рубль» (3,143).

Каждая группа таких сказок имеет свои художественные особенности, которые указывают на специфику их чтения.

Хрестоматии для начальных классов содержат сказки как народного, так и литературного происхождения. Все они имеют большую силу воздействия на разум, волю и чувства детей.

Специфика чтения сказки предопределяется с одной стороны теми же требованиями, что и рассказы: это - глубокий анализ содержания, раскрытия идейного направления. С другой - глубоким осмыслением творческой манеры повествования, которая характеризует данный жанр и его эмоциональность.

Сказка, в отличие от повествования, произведение более динамичный и живописный. Она имеет своеобразные интересные зачины: «Живые на свете бедняк» (1,72), «Жили себе дед и баба» (2,110), «Когда-то, давно-давно, в одном селе жила приветливая и ласковая девочка» (1,126), «Когда был в Киеве какой-то князь» (3,139), «В одного злого хозяина был вич» (2,85), В отдельных - предшествует поговорка: «Всякое в мире бывает, про всякое и сказка рассказывает» (2, 105).

Такие зачины имеют выработанную давнюю традицию, и вола не случайна. Сказка издавна является важным дидактическим материалом в народной педагогике. Сказка расширяет кругозор человека, способствует развитию воображения и представления, заставляет мыслить, анализировать, сопоставлять и абстрагировать; дает определенные жизненные павички. Поэтому цель таких зачинів-заинтриговать слушателей, вызвать у них Интерес к слушанию-Задача чтеца - найти для этого соответствующие интонации.

Содержание сказок оптимистичный. Выражается вел в основ-за положительных героев, которые борются с негативными всегда побеждают. Поэтому общий тон чтения сказки должен быть жизнерадостный.

События в сказках разворачиваются динамично. Причем действие начинается с первых строк: «Волк забрался в овчарню и украл старого барана. Идет овца и плачет. Встретила ее и спрашивает... (2,83). Каждая картина в сказке сменяется другой и в каждой из них изображен случай или событие, что непосредственно характеризует действующих лиц, раскрывает какую-то Трона их характера, те или иные их моральные качества. Это заставляет чтеца после каждой картины или эпизода делать длительные паузы, чтобы дать возможность слушателям осмыслить и пережить смысл прочитанного.

Действующие лица сказок, как уже сообщалось, в подавляющем большинстве делятся на положительных и отрицательных, й противоположность между ними раскрывается через непосредственное диалогическую речь, через их действия, поступки, обстоятельства, в которых они живут и действуют, через отношение к ним народа И автора (если сказка литературного происхождения). В целом такие компоненты произведения создают его динамику, выражают идейное направление И манеру чтения текста. Поэтому каждый поступок, действие героя, каждое слово - все, что указывает а особенность его характера, должно отражаться в соответствующей интонации, ее оттенках, различных тональных, динамических и темпоральных изменениях. Так, например, рисуя карину встречи Кирилла Кожемяки со змеем, особое значение уделяем их языке, с недоверием и скрытой лукавостью в голосе передаем слова змея; «- А что, Кирилл? Пришел драться или мириться?», а ответ Кожемяки надменно с раздражением. «Где уже мириться? драться с тобой, с иродом проклятым (С, 141). Правильное )игт,и с _г ^ ^пйлїівостей действующих лиц сказки

- Не вмешивайся в мое дело,-.каже овца.^--Я сейчас такие роалютуваласн, что одним ударом его на землю повалю. (2, §3)

А у тони яовн вола, что покидал хозяина (сказка «Друхі-| ни звери» (2,85),-розчарувалня:

- Покану я хозяина,."пойду куда глаза глядят ... ве Хуже будет.

Диалог у.казці может подаваться в форме ритмической о-зы или песенки. Этот эффектный художественный прием выполняй важную эстетическую роль в общем содержании произведения: не тел"]" ки утешает слушателя, но и раскрывает определенный намерение героя чи его душевное состояние. В кззці «Хроменькая уточка» утенок] табунчик, "пролітаючн над двором деда и бабы, побачиі свою подружку и запел:

Вон где наша Ива, .-- - Вон где наша дева,' на метелому дгаорці-, на тесаному стовпіії. Кужілочка шумит, веретенко звенит. Посему по пушку, пусть летит с нами!

А девушка им отвечает: .

Не полечу с вами . . как была я в лужайке, виломила ножку, - . ' ; •-: а.ви понеслись, : меня бросили!

Содержание песен по общим контекстом требует інтонін. и их оттенков, которые бы в оісні утят передавали радис-рассказы и приглашение, а в лесные девушки - отказов чувством обиды и осуждения. Очевидно, и темп у песни качїч будет несколько ускоренный, усиленный, а тіісні девушки замедленный, ослабленный.

Для многих сказок свойственно многократное повторен одних и тех же композиционных и мовностилістичних кома компонентов. Это тоже важный художественный прием усиления эл ценности сказки, характеристики действующих лиц, их действий, вчя ков, обстоятельства, в которых они жувуть И действуют, раскрытие Идет ного направления: «Рукавичка» (1,23), «Колосок» (1- '° «Дружеские зв'ірів (2,85), «Лисичка и журавль» (2,78). В ка. эти «Перчатка», например, "питальна фраза «А кто в Ц перчатке?» повторяется шесть раз и каждый раз Другое действующим лицом: лягушкой, зайчиком, лисичкой, вовчико

122

^йном, медведем. Причем и ответ на это зайитання построенное в такой же последовательности нарастания .-действующих

г-- А кто, кто в этой рукавичке?

*? - Мышка-норушка, лягушка-скрєкотушка, зайка-побегай-лисвчка-сестрнчка, вовчик-братнк и кабан-іклан. А..ты кто?

•аких случаях компоненты, которые повторяются, нужно И-аты каждый раз с другим интонационным оттенком, рисуя ':овых лиц И давая им характеристики. В этом примере :а^и та же интонационная структура вопроса, повторюва-шестью действующими лицами, должна сыграть розрізняль-роль, а ответы - конкретизуючу. Сказочной рассказы свойственно широкое использование стой-:х и метких эпитетов: «спит лентяй солодкимсіюм» (3,144), волк пошел себе по лесу-битый и голодный» (2,112); отнставлень, сравнений: «Вот и начали они биться - вплоть лля гудит» (3,141); «пирхає, аж захлебывается прокля-

•и» (3,141); тавтологічних повторов: «Отродясь не слышала» :23), «И двинулись они в путь-дорогу» (i,72), «худо-Бедно по-ились» (3,141); устойчивых выражений: «Только того петушка іачили»{1,107), «Такни ленивый, что и рассказать не могут->{1,72); «Бежит-біжнть, вдруг слышит...» (2,22) и др.; при док-характеристик {мнщка-нжряботушка, лягушка-скре-.ушка, зайчик-побегайчик, лнсичка-сестренка, старак-. Іковик) и т.п. Все это придает сказке живописности, чар*.-[ости, прелести. Чтец должен хорошо осмислити_суть ких художественных особенностей и подобрать соответствующие за-|!)бы выразительности. Важное для содержания надо выделить: -' ты медленнее, но интенсивнее, мелодичніше, делать ,править им психологические паузы, чтобы сосредоточить на нем ^агу слушателей. Изложение в сказке последовательный, конкретный, "' Ізумілйй, потому что рассчитан на мастерство рассказчика. Поэтому Іемі моменты описания (пейзажа в частности, характерных или-отдельных действий персонажей,- динамичности, активнос-и пассивности и т.д.) Иногда надо дорисовать Интонацией. Рассмотрим .хоч бы такой пример:

 
Не на то я мудрая, чтобы дураков уму-разуму учить! Кто дураком родился, тот дураком и умрет. Беги-ка ты, а то я голоодна! - крикнула сова и как засветит глазами... (С, 172)