Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Лада Федоровская - поэтесса современности и вечности




Мы живем в эпоху Logos. Слова, будто вечный император истории, царят повсюду: в телевизионном эфире, противостоянии политиков, бытовых неурядицах и гараздах людей. Они сопровождают нас, наши радости и ошибки с раннего утра, когда мы рефлекторно включаем радио, чтобы услышать самые горячие новости и окунуться в шумный ритм інформдня, до позднего вечера, когда делаем заключительные телефонные звонки, подгружен мозг еще и на ночь и планируя в конце завтрашний день таким, чтобы он принципиально не отличался, например, от позавчерашнего или от того, что будет через неделю.

Слова управляют нами так всевладно, что мы отдаем им предпочтение перед самой жизнью. Они становятся для нас значительно более весомой реальностью, чем туман на разбитых дорогах, или заботы родного человека, или цвет неба в последние минуты заката. Мы уже привыкли молиться на импульсивный словесный хаос, который сами же талантливо и порождаем, и не замечать, как наши мысли чем дальше, тем более становятся недопережитими, недодуманими, недомовленими, а наши высказывания - случайными, немотивированными, метеликовими. Обожествляя бесконечные полілоги и участие в них как панацею от нашествия окружающих проблем, мы лишь осложняем свое положение и отдаляемся от решения более важные вопросы. Произнося лавины текущих слов, мы чувствуем потребность в ... Слове - выверенному, викінченому, выразительном.

Реставрация веса речи - устной и письменной, обыденного и художественного - требует обращения к языковым формам, которые будут способствовать подъему стоимости слова, что рано или поздно скажется на улучшении качества духовного бытия. И художники ищут - каждый в пределах своей творческой идентичности - эти формы.

Одну из них встречаем в поэтическом сборнике Лады Федоровской "Мое поднебесье", вышедшая в Херсоне в конце 1998 года.

"Мое поднебесье" - лирический монолог в шестидесяти настроенческий, сюжетных и интеллектуальных стихах. Подавляющее большинство из них - объемные, с неторопливой основательностью развернутые монорозповіді, что образуют эффект динамического духовно-образного полотна.

Лирическая героиня "Поднебесья" - натура с богатым опытом понимания человека, человеческой и перипетий жизненной судьбы. Она находится в странствиях-поисках Настоящего и пытается во всех проявлениях, измерениях, состояниях жизни прежде всего обрести гармонию в окружающем социуме, фигурах близких и далеких людей, универсализме знакомой и незнакомой природы. А самое главное - лирическая героиня стремится почувствовать, вслушаться, всмотреться в себя - есть в ней самой знаки гармоничности?..

Главная героиня Лады Федоровской - чувствительный характер, со значительным экспрессивным потенциалом. На ход внешних событий она мгновенно откликается разнообразной палитрой тональности души. Ее нежная, страстная и свободная сознание полна странствующего пафоса.

Героиня путешествует во времени и пространстве, бытовыми реалиями и онтологическими обобщениями. Ее встречи - с лирическим прошлым и не всегда лирическим теперешним - составляют динамическую композицию сборника, композицию, в которой заостренность интеллектуального поиска, психологическое нюансировки ретардацій, напряженность философских отступлений способствует пониманию этической модели мира поэтессы.

Перед тем, как отправиться в странствия на поиски истинного, лирическая героиня предлагает собственную версию, где же находится полнокровная, живая гармония с собой, с окружением, с прошлым и будущим, - и утверждает: в поднебесье души.

 

Открою вам тайну - зачем

(Коль сможете - сами проверьте):

Там спрятано в тонкому луче

Согласье меж небом и твердью.

 

Там ум не блуждает во мгле,

А грезы любые - не небыль.

Там чище, чем здесь, на земле,

И все же теплее, чем в небе.

("Мое поднебесье")

 

Каким же мир встречает гармонієспрямовану душу героини-путешественницы? Чем отвечает на ее істиннолюбні запросы и вопросы? Что дарит свободной, искренней, розімкненій души лирического персонажа?

Первая же встреча странствующей душе происходит с ... вечностью. И это символично. Душа всегда стремится наиболее желаемого, адекватного, и находит то, к чему стремится. Цель души - критерии ее сути. И возможно, именно поэтому души-путешественницы лирической героини сразу же выпадает свидание с приметами вечной красоты, классической мастерства, изысканного искусства. Среди горького и холодного повседневности ей бросается в глаза проницательный, как смысл самого найнедосяжнішого, изумрудный луч. По мнению героини, тот самый, что много лет спустя согрел в далеком французском небе - Бунина, а теперь - появился перед ней, излучая строки жизни и нежность, наполняя джерельністю веры и бунинской прозы (поэзия "Зеленый луч").

На жаждущие призывы странствующей души соответствует природа - своим неизменным спокойствием, несуєтною сноровкой, невидимым разумом.

Душа природы - это чистилище для человеческого духа. Она расширяет горизонты любви, углубляет просторы сердца, викристалізовує ощущение настоящего. Лишь одно прикосновение к природе - ее ества, красоты, постоянства, - и омолаживаются животворные чувства странствующей души. Жизни в унисон с природой для нее никогда не завершается. Потому что никогда и не начинается. Оно постоянно живет в сознании, ментальности лирической героини. Оно предоставляет незаурядной духовной энергии героини-путешественницы. Энергии действовать сердцем и болеть умом ("На склоне века", "Для кого?", "Акация в старом квартале", "ноябрь", "О моем знакомом кусте").

Лирическая героиня Л.Федоровської - натура смелая и волесильна, настойчивая и гордолюбна. В своих странствиях по дорогам природы, памяти, жизнь она идет навстречу все новым и новым впечатлениям и ситуаций. Она с решимостью, что на нее способен преимущественно женский гений, продолжает искать истинное в человеческом существовании. Она верит, что открывать истину, какой бы откровенной, безжалостной, непривлекательной и не была, - еще один шаг к гармонии, духовного исцеления.

Путешествующему душе свойственна такая редкая, давно утрачена (потеряна? похоронена?) человеческим сознанием черта, как красота интеллектуальной действия. Героиня-путешественница идет на встречу со своей эпохой и страстно, с патетической остротой полемизирует с ней ("Голос из безвременья", "ночной Вокзал", "Когда растеряна душа", "Надежда").

В путешествующему душе просыпается пафос и стилистика мыслей отечественного интеллигента, который в течение тяжелых, неблагоприятных веков со смиренной уверенностью нес миссию мятежника, протестующего, который страдницькою воображением и романтичным интеллектом строил - нет, не новое, как у нас еще с конца XIX века ортодоксально виголошувалося, а другое жизнь, которое искрилось в суголоссі согласия с собственной совестью.

Лирическая героиня бунтует против "зла, фальши, бахвальства", что омрачает общественное сознание. Она не принимает культивированную поэтику силы. Она отвергает тактику навязывания чувств, мыслей, поступков. Она отстаивает самое нужное, наиболее органично изо право личности - право на духовную, эмоциональную, умственную автономию.

Для лирической героини ее личностное "я" - это мікродержава. В этом государстве есть свои кодекс мышления, культура поведения, этикет чести, на которые надо учитывать и с которыми невозможно не считаться. Героиня требует свободы от любых нормированных и вероятных видов давления - психологического, коммуникативного, даже от давления "душевного".

 

Как много люди разного хотят -

Одни любви, другие - пониманья...

А мне сейчас дороже во сто крат

Недолгий дар чужого невниманья.

 

Без разговоров, где одни слова,

Где чувства не сильны, а агрессивны,

Где воля в том, чтобы качать права,

А доброта и нежность так бессильны.

("Смятение")

 

Лирическая героиня дорожит суверенитетом своего "я" - устойчивым оберегом от всесторонней деіндивідуалізації. Она обеспокоена тем, что вокруг утверждается магнітизуюча привлекательность духовной агрессии. Героиня Л.Федоровської развивает и предлагает свою этическую альтернативу: доверчивую искренность, хрупкую кротость, дружескую поддержку.

Ее кредо заключается в том, чтобы жить ради жизни, любить - ради любви, мыслить ради мгновений счастья. Главный персонаж видит смысл собственного жизненного времени (минуты, месяца, года) в том, чтобы дарить нежный взгляд, трогательное слово, бескорыстный поступок. Дарить, потому что это хорошо, и потому, что хорошо не иметь с этого никакой выгоды. Героиня является поклонницей гуманнософії, что состоит из трех составляющих, из трех мерил, из трех локальных вечности, мудрости, надежности, устойчивости ("Улочками заповедная", "Праздник", "Лицо").

Искания для странствующей души не является своеобразной религией. Лирическая героиня Лады Федоровской имеет личную, отличную позицию из многих явлений и фактов жизни, - но не культивирует ее, поскольку лишена каких-либо культов. Она проникновенно проникается общественными неурядицами - и поэтому глубоко чувствует, трепетно переживает уникальность природы и непобедимость ее доброты.

Героиня размышляет над определяющими принципами человеческого бытия. Она задумывается над проявлениями истинности и фальши, агрессивности и нежности, последовательности и конъюнктурности, предательства и доверия, талантливости и імітаційності - и рядом с тем непринужденно рассказывает о повседневно-бытовые ситуации, случаи, свидетелем которых становится.

Лирическая героиня живет этическим идеалом человечества как духовной семьи, в которой все построено на антипрагматизмі и не злые, в которой безоговорочно управляет парламент чистой и свободной души, - и время от времени погружается в воспоминания любви, находя в нем гуманную постоянство чувств и истоки добротворності.

Одна из наиболее выразительных черт лирической героини - это ее мудрость. Мудрость воспринимать шахматную доску жизни такой, какой она есть. Со сложными комбинациями чувств и простым эндшпилем-развязкой, насыщенностью жизненных ходов и горечью патовых положений, стремлением духовных побед и пониманием невозможности выигрыша в всех столкновениях.

Это вовсе не означает, что героиня книги - игрок. Нет, она по своей природе не способна на игру, даже в условиях чрезвычайного, необычного желания. Она принадлежит к типу поисковиков добра, мыслителей сердца, которые обречены на постоянное осознание сложности обычной человеческой жизни.

В своих неизменных поисках - мягко здравомыслящих, ностальгических, патетических - лирический персонаж (кажется, незаметно для себя, вопреки своей воле, следовательно, вполне естественно) приходит к выводу, что существенно трансформирует систему ее ценностей, а именно: счастье - это почти неуловимое состояние души, которое зависит не от хода и успеха процесса познания и не от внешних сил и коллизий; оно зависит от внутренней ауры характера, от психологического интерьера личности.

В отдельных чувствах, настроениях героини-бунтовщицы убедительно и свет сверкает понимание нереальности полного познания мира и себя, а возможно, и ненадобности в нем. С проникновенной лирической глубиной отражается это в интеллектуальной миниатюре "Взгляд":

 

Как хорошо не знать - зачем?.. к чему?..

Ведь за незнанье есть своя награда.

Ответы все на откуп сдам уму,

Душе оставлю только тайну взгляда.

 

Мне истина впервые не к чему:

Как золотую, тепла ей не хватает.

Сомненье, право, поважней бывает -

В нем жизни пульс, оно исток всему.

 

Что ждет, не знаю - радость иль слеза,

Но затаив невольное смущенье,

Смотрю я в безобманные глаза -

Мне важно только это выраженье.

         

Поиски Настоящего невозможны без любви. Таковы законы развития личности. Интимные чувства постоянно сопровождают ее в ошибках и открытиях. Мир интимного далеко не всегда является светлым, но именно он освещает моральную и мировоззренческую сущность фигуры - то ли реальной, то ли художественной.

Любовь к другому человеку может быть оборотной стороной любви к себе, гипертрофированным созданием личного "я". И горе тогда тому, кто не отвечает на такую любовь. Гипер-"я" "оскорбленной" личности начинает мстить на людях и человечестве за то, что его не полюбили той любовью, которой она требовала и на которую рассчитывала в своих сокровенных амбициозных фантазиях.

Интимные чувства лирической героини Лады Федоровской основаны на ином мировоззрении любви. Любовь для нее основывается на предельном уважении к внутреннему миру дорогого человека, на понимании его (мира) различия и духовной ценности. Самым главным для нее в мужчине прежде всего является то, что он - личность, что в нем отчетливо развитые качества мужского достоинства, что ему присущ талант жить своей, особой жизнью.

И поэтому в интимных монологах смущенно звучит не просто нежная ностальгия по бывшим любовью - героиня еще с большим уважением и пониманием относится к любимому сейчас. Прошлым она не живет, однако воспоминания о волшебные мгновения постоянно несет с собой и в себе, как будто горсть родной земли ("Покинутая любовь", "За голубым плащом...", "Может быть...", "Под Новый год"). А что может быть дороже для одухотворенной сознания?..

Главная героиня Лады Федоровской не верит в несчастливую любовь. Для нее любовь - это солнце души. Для нее любовь вечная, как поиск. Для нее любовь - это дуновение ветра и пространства. Оно не приходит несвоевременно. В нем всегда есть смысл. Его всегда нуждается сердце. С ним всегда рождаются звездные минуты открытия себя.

Любовь в сборнике "Мое поднебесье" - это бархатный дождь воспоминаний, океанність душевных порывов, увертюра до грядущих дней. Это душевное приближения к истинности бытия собственного сознания и чувств.

Завершается лирическая путешествие главной героини осмыслением увиденного и пережитого. Что ж, иначе и быть не могло. Поиск постоянно нуждается итогов. Без этого и движение - не движение, и развитие - не развитие, и жизнь - не жизнь. И потом, главная героиня - натура цельная, ей важно если не свести свои впечатления, настроения вместе, то по крайней мере оформить их в концептуальные образы. Мозаика странствующих впечатлений постепенно превращается в картину обобщающих мыслей ("Время", "Не страшно", "Стать бы...").

Удалось лирической героини обрести гармонию и гармоничное?

Для окружающего социума это пока недостижимые качества: слишком много в нем боли, коварства, нелогичности. Человеческие души разбалансированы, и между ними так редко наблюдается диалог чуткости, взаимопонимания, непосредственности. Человеку очень непросто быть собой, даже когда она остается наедине с собой, однако она может себя отстаивать.

Отстаивать в ментальной единства с природой, родства со вселенной своей души, в стремлении действенной любви, в вере в непреходящую силу доброты.

Так, как это делает лирическая героиня сборника Лады Федоровской "Мое поднебесье".