Родился Г.ф.квитка 29 (18) ноября 1778 г. под Харьковом в родовом имении - селе Основа (отсюда его литературный псевдоним - Основьяненко).
В 1812 году Г.ф.квитка начинает свою общественную деятельность. В Харькове открывается постоянный общественный театр, директором которого назначают Григория Федоровича. По обыкновению горячо и страстно браться за любое дело, он до того увлекся театром, что едва не женился на одной из его актрис. И хотя директорскую должность в театре ему пришлось оставить из-за своей активной благотворительной и просветительской деятельности, любовь к сцене Основьяненко пронес через всю жизнь. Позже это чувство побудило его к созданию драматических произведений для театра. В 1841 году он напечатал интересную и потрясающую "Историю театра в г. Харькове".
Как прилежный член, а позже председатель Благотворительного общества, Григорий Федорович стал инициатором открытия в Харькове института благородных девиц в 1812 году. Впоследствии с его усердием были также открыты Кадетский корпус и Публичная библиотека при университете. Свою публицистическую деятельность Цветок начал в 1816 году статьей о институт благородных девиц в "Украинском вестнике", затем был одним из редакторов этого журнала до 1817 года. Институт, в создании и пропаганде которого Цветок принимал такое живое участие, сыграл, в свою очередь, немалое значение в его жизни. В 1821 году он женился на одной из классных дам. Получив на выборах должность предводителя дворянства в 1817 году, Цветок исполнял свои обязанности предводителя до 1829 года.
Примерно с 20-х годов начинается его литературная деятельность. Один за другим выходят из печати его произведения: "Харьковская Ганнуся" (1832), "Солдатский портрет" (1833), "Шельменко-денщик", "Дворянские выборы".
В Харькове прошло его жизни, написаны все его произведения. Через болезненность в детстве и патриархальные условия провинции Григорий не получил широкого образования в учебных заведениях, учился только дома и в школе при монастыре. Однако благодаря своей одаренности, самообразованию, большой страсти к образовательно-культурной и писательской деятельности он возвысился до уровня людей высокой образованности и культуры, в частности, стал членом Общества наук при Харьковском университете, членом совета Института благородных девиц; европейская научная общин кость избрала его членом королевского Общества антикваріїв Севера (Копенгаген).
В принятой просветительским дидактизмом и рационализмом драматизованій повести Квитки "Преданияч о Гаркуше" (1841) так определяется программа главного героя, народного мстителя Гаркуши: "Произведет людей и истребить злоупотребления", "у сильного отнять возможность угнетать слабого". Здесь отразились основные принципы программы самого Цветка, хотя он пытался ее осуществлять совершенно другим способом. Гаркушин метод месницької формы установления общественной справедливости и порядка писатель осуждал. От жанра сатирических писем Цветок в 20-х годах переходит к написанию (также на русском языке) комедий. Комедии Цветки углубляют лучшие обличительные тенденции писем Повинухіна. В комедиях "Приезжай из столицы, или суматоха в уездном городе", "Дворянские выборы", часть первая, "Дворянские выборы", часть вторая, написанных в конце 20-х годов, Цветок разоблачает ту или иную персону или помещичью семью, а определенный класс помещиков, чиновников, с присущими им моральными и политическими взглядами, теми взглядами, которые породжувались не случайными обстоятельствами, а социальной природе их жизнь. В своих комедиях Цветок отражает характерные черты быта дворян, чиновников того времени. Его герои в своей среде не стесняются говорить такие вещи, которых в другом окружении вам не скажут. Так, они, как что-то обычное, говорят о взятке, о том, насколько выгодно быть исправником, судьей и т.д. Это является проявлением их уверенности, что все присутствующие именно так думают, а потому стесняться их нечего. Взятки берут не только чиновники, но и их жены, что было очень распространенным в то время.
Достойно внимания, что в комедиях 20-х годов Цветок изображает и представителей крестьянства. В его произведениях даже есть попытки показать взаимоотношения между крестьянством и дворянством. Причем, что особенно важно с точки зрения перспектив реализма, писатель в большинстве случаев не идеализирует взаимоотношения между крестьянством и дворянством.
Опираясь на опыт Котляревского-драматурга и авторов интермедий XVIII ст., на мотивы народной песенности и гумористики, а главное - на личные наблюдения ("Я собрал главных здешних характеров несколько", - свидетельствовал писатель), Квитка-Основьяненко создает социально-бытовую комедию "Сватання на Гончарівці" (1835), в которой разрабатывается острый жизненный конфликт: на пути к женитьбе влюбленных Ульяны и Алексея стоит принадлежность жениха к крепостного состояния, его бедность. Впервые в украинской литературе специально нарушая крепостное вопрос, драматург, с одной стороны, пытается провести мысль, будто крепостной состояние не страшен для тех, у кого господа - хорошие люди. Однако тут же, отражая народный взгляд и опыт, он показывает, какая репутация крепостничества и господ-крепостников сложилась в народе: Улянина иметь Дарья, женщина с жизненным опытом, о Олексієвих "добрых" господ говорит дочери: "Хоть они добрые, господа! Как же это можно, чтобы тебе по воле и в неволе". Их ужасает даже мысль, что "погонят на барщину" дочь. И она пытается выдать Ульяну хоть и глуповаты, но за богатого и "свободного" Стецько. По существующей в комических операх традиции "Сватовство на Гончаровке" имеет счастливое окончание, однако Цветок создает по сути драматическую ситуацию: свободная девушка ради искреннего и верного любовь к крепостному добровольно идет на крепостную каторгу. Как и "Сватовство на Гончаровке", и сегодня успехи у зрителя пользуется крупнейший драматическое произведение Квитки-Основьяненко - социально-бытовая комедия "Шельменко-денщик" (1838; написана на русском языке, центральный персонаж Шельменко говорит по-украински). Это комедия в последние десятилетия дважды экранизирована - такого внимания кино добилась не очень большое количество произведений из мировой литературной классики.
Опыт Г.ф.квитки-Основьяненко, его лучшие традиции оказались достойными для следующих украинских прозаиков - Марка Вовчка, Ю.Федьковича, Панаса Мирного. Творческое достояние первого по времени классика украинской художественной прозы и выдающегося драматурга пользуется широкой популярностью у читателя и зрителя.
Использована литература:
1. Библиотека украинской литературы. А.И. Гончар "Григорий Квитка-Основьяненко".
2. Д.В.Чалий "Г.ф.квитка-Основьяненко".
|
|