Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ВЛАДИМИР ВИННИЧЕНКО
Драматургия в. Винниченко и ее роль в становлении украинского модерного театра




Винниченко занимает исключительное место в истории украинской драматургии, украинского современного театра. Его произведения в значительной мере способствовали модернизации тогдашнего украинского театра, выведению его на европейский уровень. Драмы Владимира Винниченко сыграли важную роль в культурном возрождении украинского народа. Своей формой и своим содержанием они создавали своеобразную национальную новаторскую драматургию в духе новейших течений европейской драмы - драм Ибсена, Чехова, М.Метерлінки, К.Гауптмана, А.стриндберга. Их тематика, как и тематика других произведений писателя и драматурга, была вполне традиционной - исследование человеческой личности, морально-психологическое испытание внутренних сил человека в борьбе за утверждение своего "я". Но интерпретация этих тем и морально-этические проблемы, возникающие из произведений Винниченко были новаторством в украинской литературе начала 20 века. Винниченку пьесы разрушали каноны сценического действа, которые лелеял этнографический, романтично-сентиментальный и водевільно-развлекательный украинский театр. Герои этих пьес стремились к независимости от кого и чего: толпы, морали, предписаний, условностей. Они стремились быть "честным с собой". Но, как отмечал сам Винниченко, никто из его героев не был по-настоящему "честным с собой", поскольку они лишь стремились к этому.

Винниченко понимал, что настало время европеизировать украинский театр, то есть "предоставить ему философской глубины, остроты морально-этических коллизий, динамизировать вопрос действие ..."[1] Эти мысли разделял и Садовский, который в 1910 году взялся за постановку пьесы "Ложь" написанной драматургом того же года. Первые постановки не принесли большого успеха, поскольку и режиссура была слишком традиционной и актеры (Марьяненко, Ковалевский, Ковальчук), хотя и были известными и талантливыми, не были готовы играть всю глубину Винниченківських образов. Но постепенно публика почувствовала, что рождается новый театр, создается новая сценическая эстетика. На страницах "Украинской хаты" по этому поводу появился такой отзыв: "Театр наконец ударил по нервам современности, тронул больно вопрос интеллигенции, и она обозвался и начала ходить в "Украинский театр". Этого раньше не бывало. Со времени осанки "Лжи" мы можем считать новую эру в истории нашего театра. "Ложь" считаем тараном, которым пробито дорогу для литературных драм, для серьезного репертуара, и вместе с тем - первым шагом трупы М.К.Садовського в роли пропагатора и толкователь настоящего театрального искусства."[2]

Именно благодаря драматическим произведениям Винниченко старый заслуженный дореволюционный торгово-этнографический театр Садовского медленно эволюционировал в театр психологической драмы. В этом сходятся такие исследователи театра как Д.Антонович, Г.Лужницький, В.Ревуцький, Л.Залеська-Конишкевич.

Звездным часом Владимира Винниченко были 1910-1912 годы. В это время он пишет свои пьесы "Базар", "Ложь"(1910), "Певческие общества"(1911), "Черная Пантера и Белый Медведь"(1911), "Дочь жандарма", "Натусь"(1912), "Молодая кровь"(1913), впоследствии были написаны "Мохноноге", "Мементо", "Грех", "Кол-Нідре", "Над", "Большой секрет", "Пророк"(увидела свет лишь после смерти автора).

Послереволюционный современный украинский театр: "молодежный театр", "Государственный драматический театр им.шевченко", "Драматический театр им.и.франко", "Независимый Львовский театр" под руководством О.Загарова и др. - начинали и окрепли на драматических произведениях Винниченко, которого можно смело назвать основателем украинской современной драматургии и современного украинского театра.

Пожалуй наибольшим успехом пользовалась пьеса "Черная Пантера и Белый Медведь", опубликованная впервые в 1911 году. Но первая мировая война осложнила ее появление на сцене. Впервые она была поставлена в 1917 году. Именно тогда "Молодой театр" Леся Курбаса открыл новый театральный сезон с постановки "Базара" и этой пьесы.

Пьесы Винниченко заняли ведущее место в репертуарах "Молодого театра", стационарного украинского театра Садовского и драматического театра им. И.я.франко. В последнем в течение 1920-1921 годов шли пьесы "Грех", "Дисгармония", "Великий Молох", "Панна Мара", "Певческие общества". Произведения драматурга были популярными не только в тогдашней Украине, но и за ее пределами. Они ставились в Германии, Голландии, Швейцарии, Австрии, Польши, Италии, Испании, Румынии и др. К сожалению, в конце 20-х годов Советское правительство подверг жесткой критике все творчество Винниченко и строго запретил его произведения. Теперь, после почти 50-летнего запрета они возвращаются к нам: интересные и актуальные, без которых была бы неполной картина украинской литературы начала века.

 

 


Литература.

 

1. В.Винниченко "Дисгармония", "Ложь", "Грех".

2. Григорий Костюк. Мир Винниченкових образов и идей. //Украинское слово. - Киев - 1994.

3. История украинской литературы ХХ века. Кн.1. - К.- 1993.

4. История украинской литературы ХХ века. Кн.1. - К.- 1998.

 

________________________________



[1] История украинской литературы ХХ века. Кн.1. Киев 1998. - С.225.

[2] Украинская хата. 1911. Март. - с.198 //История украинской литературы 20 в. Книга 1. - Киев - 1998.