Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ЛЕСЯ УКРАИНКА
Исторические вехи в истории украинского народа по драме Леси Украинки «Боярыня»)

История украинского народа чрезвычайно трагическая и поучительная. Она свидетельствует о некой непостижимой силе украинцев, их способность снова и снова возрождаться после сокрушительных, казалось бы, смертельных ударов и катастроф.

Можно было бы начать свой рассказ от татаро - монгольского нашествия, которая не только уничтожила украинскую государственность, но и физически истребила народ, так подорвала его биологические силы, что он стал легкой добычей соседей и попал к ним в плен. Однако в данной работе мы сосредоточимся на событиях, воссозданных на страницах художественных произведений, которые изучаются по школьной программе. Одним из таких полотен является драматическая поэма Леси Украинки «Боярыня». Это произведение посвящено событиям, связанным с Переяславской радой Поэма написана в то время (1910 г.), когда царский правительство усилил притеснения угнетенных окраин и национальных меньшинств. Леся Украинка остро переживала социальный и национальный гнет, отсутствие национальной государственности, искала ответы на вопросы: кто мы, украинцы, какие мы есть. на примере главных героев драмы - Степана и Оксаны - талантливая писательница объективно воспроизводит события, вошедшие в историю под названием «Руина». Это был период после смерти Богдана Хмельницкого, когда Украину пытались поделить между собой Польша и Московия, сея вражду между казаками, провоцируя непрерывные внутренние стычки за гетманство Россия раздавала казацкой старшине привилегии, чтобы склонить ее на свою сторону, заставляя предать интересам Украины, пыталась лишить народ мыслящей интеллигенции. И находились среди украинцев те, кто обрекал себя на страдания и мучения, добровольно затачивал себя. Вспомним образ Степана. Он поддался агитации, покину Украину и теперь в Московии целует руки, как невольник. По мнению литературных критиков, Степан является воспроизведением духа своего времени. Это слабовільна человек, трусливый. Он отрекся от родной земли, обычаев, культуры, стал безотцовщиной. Степан - не защитник родного края, а приспособленец, обречен на унижение человеческого достоинства. Это имело пагубные последствия для многих будущих поколений на протяжении нескольких веков. Именно во времена «Руины» появилось много приспособленцев, которые, насмотревшись на «московские соболя», пошли служить царю.

В поэме на примере Оксаны, ее жизни Леся рассказывает о зарождении украинской культуры. Она описывает церковные братства, в которых принимали участие женщины. Члены братств изготавливали знамена как символ свободы, независимости. Воспитанный на украинских традициях, Оксана не смогла прижиться на чужбине,' потому что там сповідувалося рабство в самых отвратительных проявлениях. Она не хотела мириться со Степановым унижением, потому что воспитана в других идеалах. Однако девушка не смогла подняться над обстоятельствами, поэтому и постановила, что они со Степаном «оба ржавые».

Со временем, на наш взгляд, характер украинца, закалился. Ним еще более овладевало (желание жить свободно и независимо. Такой личностью безошибочно можно назвать Григория Косынку, выдающегося новеллиста XX века. Он в 1917-1919 годах не убегал в «пещеры, озера, леса». Разбуженный революцией, впитывал каждый момент скоротечной деятельности и творил ее портрет. Одной из лучших новелл писателя есть «Политика». На страницах новеллы автор показывает духовный рост человека, ее тесная связь с народом Мусий, главный герой произведения, любит людей, хочет оказать им помощь; он не уступает убеждениям, не допускает никаких компромиссов. Как и сам писатель. Жизнь Г. Косынки оборвалась трагически: он был казнен по ложному обвинению в принадлежности к группе террористов. И настоящей причиной его гибели был писательский талант, его произведения, в которых не идеализировались большевистские будни, а правдиво воспроизводились братоубийственные события на благословенной украинской земле.

Так было уничтожено десятки тысяч украинских интеллигентов. Это еще одна трагическая страница в истории Украины.

Говоря об исторических века, нельзя не вспомнить события 1927, 1933 годов, вошедших в историю под названием «голодомор». Читая драму М. Кулиша «97», повесть В. Самчука «Мария», задумываешься над вопросом: кто виноват в традициях, описанных писателями. В драме «(?» автор рассказывает о украинское село, в котором далеко не все люди восприняли революцию, которая принесла голод... В деревне поели всех кошек и собак... До глубины души поразил эпизод, в котором рассказывается о том, как Ларивон, глухой церковный сторож, и Арина, бедная вдова, поили своих детей. Община требует суда над дітовбивцями. Но подлежат поступки Лары она и Арины законам человеческого общежития?

Не менее трагичной в украинском селе была насильственная коллективизация, которую описывает У.Самчук. Книга стала монументом памяти тем, которых налыгачом загоняли в колхозы. Эта политика государства повлекла начало конца: произошло тотальное уничтожение украинского крестьянства, вытравливания из него владельца, хозяина, кормильца. На некогда плодородных землях выросли сорняки, под дождями, сгнило зерно. До семьи Марии, главной героини повести, пришла беда. Старший сын Максим, который учил отца и мать социализма и коммунизма, выгоняет их из дома. Младшего сына Лаврина репрессирован. Последние члены семьи потеряли веру в возможность человеческой жизни. Кульминация произведения - страшные картины голодомора в некогда богатом кулацкому селе.

В заключение можно добавить, что этнические потери украинского народа составили около 12,7 млн. человек.

А военные? По данным ученых уроки Великой Отечественной войны погибло около 80,5 млн. наших земляков.

О войне написано много. И, может, самое объективное обрисовал ее В. Довженко в своих рассказах, кіноповістях и «Дневнике». Уже первая записная книжка «Дневника» кровоточит своей ужасной правдой... Измученные, покрытые позором, голодные женщины плакали: на горе и спустя покидала их Красная Армия, отступая. О. Довженко обнажил фашизм. Немцы уничтожали все на своем пути. Вот одно из сел... Что осталось в нем? Две тысячи трупов, среди руин и пепла - скелеты. Наша земля была больна, она стонала, нечеловеческое горе перелилось через край в каждой душе и уже не вызывало гнева, а лишь отвращение и возмущение.

В том, что творилось, Довженко видел подлость, которую оказывали чьи-то руки. Он осуждает бездонную вечную ложь, которой опутаны мы. Сердце его переполняется ужасом от того, что сотни тысяч лучших продолжателей нашего рода исчезнет с нашей земли.

Трагедией мирового масштаба переживает наш народ сегодня. Это последствия чернобыльской аварии. И о них следует писать отдельное произведение.

Заключительным рефреном могут быть слова П. Тычины: «какая беда, какая чума меня косила, а сила снова расцвела».