Статья
Критика произведения М.Булгакова "Роковые яйца"
Книга - самое великое изобретение человечества. Наш век, век техники, у нее появился серьезный конкурент - телевидение, но большинство людей по-прежнему отдают предпочтение книге. С появлением книги появилась и критика. Если сначала она выражалась лишь в разговорах, то с развитием техники она оделась в печатный вид. С развитием печати критика стала доходить до большинства читателей, тем самым она влияла на автора. Эти статьи могли поднять писателя на вершину славы, а могли его и "зарезать". Самое опасное, когда критика зависит от политического устройства страны, как это было у нас. При этом человечество может потерять, возможно, гениальные произведения, которые никогда не будут написаны, если на молодого автора обрушится шквал критических статей, отбив тем самым у него желание писать.
Недавно я прочитала произведение М. Булгакова "Роковые яйца", вот о нем я и хочу рассказать... На первый взгляд, это обычная фантастическая повесть с множеством комических эпизодов. Написано легко, интересно. Некоторые критики называли это творение Булгакова "безделушкой". Они считали, что он написал его для того, чтобы размять руку. Но они глубоко ошибаются. Достаточно немного вникнуть в книгу, чтобы понять, что в ней скрыт гораздо более глубокий смысл, чем может показаться сначала.
Проблемы, которые поднимает автор в этой повести, актуальны и поныне. О чем же это произведение? В повести два главных героя - профессор Персиков и Рокк. Персиков - ученый. Его область - зоология, эмбриология, анатомия, ботаника и география. Все, что за пределами этих наук, для него как бы не существует. Он мог бы сказать о себе: я ученый, а все остальное мне чуждо. У профессора много чудес, но все они в пределах правдоподобия. Но вот в повествование врывается бурная фантастика. Персиков открывает совершенно необыкновенный луч, похожий на "красный обнаженный меч". Под воздействием этого луча зародыши развиваются с молниеносной скоростью. Сенсационное открытие представляет не только теоретический интерес - оно многое обещает хозяйству, животноводству. Пресса моментально разносит эта весть по всему миру, хотя исследования еще не завершены. И тут среди посетителей профессора оказывается Александр Семенович Рокк. Это тоже замечательный человек, но совсем в другом смысле. По профессии он флейтист. "Но великий 1917 год, преломил карьеру многих людей, и Александра Семеновича направил по новому пути". О том, что он делал дальше, сменив флейту на маузер, подробно не говорится. Его долго швыряло по стране, он занимался делами, ничего общего не имели с флейтой. Теперь, в 1928 году, он возглавил совхоз. Узнав о массовый падеж кур, Рокк решает с помощью луча Персиковая их возродить. В далеком 1924 году, когда была написана эта повесть, Булгаков рассмотрел тот тип человека, с которым мы часто сталкивались в следующие и в наши годы. Сегодня он руководит животноводством, а завтра его, что погубили всю скотину от мелкого до крупного рогатого, бросают на искусство, но он не теряется, увлеченно берется за очередное незнакомое ему дело: дает указания, поучает тех, кто, действительно, владеет своей профессией. Есть пословица: семь раз отмерь и один раз отрежь. Рокк и ему подобные предпочитают поступать наоборот: сначала семь раз отрежут, а потом создадут комиссию по перемірюванню. Перед нами человек-невежда, типичный представитель порожденных сталинским режимом начальников. Все ему не так, все требует переделки, всякое развитие имеет потребность в ускорении, в руководстве извне. Есть, например, пшеница. Так этого мало. Он составят новый сорт - ветвистой пшеницы, чтобы посрамить саму природу. И ничего, конечно, не получается. Но он не унывает - на его стороне Кремль, Сталин, ему обеспечена мощная поддержка свыше. Персиков получает официальный приказ: Отдать на время камеру с лучом Рокку. По ошибке, из за какого-то головотяпства, куриные яйца, что заказал Рокк, попадают к Персиковая, а те, которые заказал профессор - змеиные, страусиные, попадают к Рокку. И этот авантюрист, "куровод", вдруг выводит породу гигантских, смертоносных змей. Начинается их губительное нашествие на Россию.
Именно в таких людях, как Рокк, на мой взгляд, заключается драматизм поднятой Булгаков проблемой. К власти пришли люди, не способные на серьезные, нужные для страны дела. Они находятся не на своем месте и пытаются сделать то, в чем они не разбираются. Поэтому за сделанную кем-то из этих людей ошибку расплачиваются все. Свое отношение к устойчивому власти автор, по моему мнению, выражает в эпизоде с тараканами. Когда Персиковое понадобились для научных опытов тараканы, они "куда-то провалились, показав свое злостное отношение к военному коммунизму".
Примечателен и финал этой повести. Люди, со всей разработанной оружием, не смогли остановить нашествие гадов. И лишь природа, создав в середине августа вісімнадцятиградусний мороз, уничтожила эту дрянь. Я вполне согласен с тем, что хотел сказать писатель этим словам. Человек не самое могущественное существо на планете, как принято было тогда считать. И он по-прежнему зависит от природы. Но очевидно, что главной мыслью этого произведения был стремление показать опасность проведенных экспериментов. А все, что происходило вокруг, что называлось строительством социализма, воспринималось Булгаковым именно как огромный по масштабу и более чем опасный эксперимент. Эту мысль он продолжает и в других своих произведениях. Что еще можно сказать про эту повесть? Без сомнения, критика, воплощенная автором в этом произведении, попала точно в цель. Рапповці, взволнованные этой книгой, в дальнейшем не выпускали Булгакова из вида. И всей их рецензии на его творчество были отрицательными. В повести прослеживаются две сюжетные линии. Автор параллельно описывает события, которые происходят и в совхозе, и в городе. Произведение написано простым и понятным языком. И поэтому, если кто-то пожелает прочитать его, он об этом не пожалеет.
|
|