Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

10 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ИВАН КАРПЕНКО-КАРЫЙ

Сатирическое изображение стяжателів, эксплуататоров, мещан в пьесе «Хозяин»

III вариант

Во второй половине XIX столетия в Украине появляются представители нового класса - капиталисты-земевласники. Вырастали они из обычных зажиточных крестьян, которые тяжелым трудом зарабатывали себе то богатство. Но новые землевладельцы быстро забыли о том, что сами они такие же крестьяне, как те рабочие, что работают на них, и превратились в настоящих эксплуататоров, цель которых - обогащение ради обогащения. Этот процесс наблюдал И. Карпенко-Карый на родной Єлисаветградщині и воссоздал в своем творчестве, в частности в драмах «Сто тысяч» и «Хозяин».

Пузырь, главный герой «Хозяина», оставил далеко позади своего предшественника Герасима Калитку. О те необъятные земли Пузыря, о тысячи овец Калитка мог только мечтать, но не получил такого богатства. Пузырь на этом не останавливается: «Ищу, где бы купить земли, ибо сколько бы человек ее не имел - все не хватает». А имеет ее Терентий Гаврилович более чем достаточно: столько, что и за три дня не объедешь. Ради обогащения Пузырь идет на преступления: прячет на своих степях овец банкрота Михайлова; делает все, чтобы беднели земли, потому что это обеспечит ему дешевую рабочую силу; кормить рабочих такой пищей, что и скотина есть не будет; покупает новых овечек за бесценок у голодающих херсонцев.

И. Карпенко-Карый показал, что существование таких Пузырей очень опасное и с такими, как он, надо бороться. Он раскрывает всю подлость и низость Пузыря, высмеивает его, ибо «хозяин» и действительно в своей жестокости и всепоглощающем стремлении к обогащению иногда доходит до абсурда. Писатель использует прием контраста - показывает несоответствие между экономическим положением хозяина-миллионера и его образом жизни, взглядами. От давности его кожух «очень тарахтит и сильно туком пахнет». Даже швейцар в банке не узнает в нем миллионера Пузыря. Домашний халат старый и латаный. Путешествуя куда-то, он берет с собой еду, чтобы не тратить деньги в буфетах. Скупится угостить Маюфеса, а отправляет его есть на вокзал. В конце концов собственная скупость привела его к погибели: погнавшись за гусями, что рвали копу пшеницы, которых он имеет тысячи Пузырь отбил себе почки. Таким образом, автор как бы предсказывает, что пузыри сами себя приведут к гибели.

Но дело в том, что появляются такие, как Феноген и Ліхтаренко, взлелеянные хозяевами. «Подходящий грунт - вот и рожают такие люди, как мы с вами», - объясняет Ліхтаренко Феногенові. Какой бы не был плохой Пузырь, но он не лицемерил, всегда говорил и делал в соответствии со своими принципами жизни. Не хочет давать деньги на памятник Котляревскому - так прямо и заявляет: «Котляревский мне без надобности!» Не таковы Феноген и Ліхтаренко, они гораздо хитрее своего хозяина. Наживаются они на краже, оправдывая себя так: «теперь вор у вора ворует» или «не ты возьмешь, возьмут у тебя». Они наговаривают на других - Кукушку, Шашкова,- чтобы отвлечь на них подозрение в том, что сделали сами.

Итак, хоть Пузырь и погиб, но остаются его ученики, не только не хуже, а, пожалуй, лучше своего учителя в деле эксплуатации и стяжания. Но, с другой стороны, драматург уверен, что существуют в обществе силы, способные противостоять «хозяевам» - это интеллигенция, показана в образе молодого учителя Калиновича, и народ, объединенный, является великой силой, способной свергнуть хозяев.