Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Классификация заметки как жанра мемуарной литературы



Определена в заголовке статьи тема является актуальной, потому что заметки, сделанные писателем, дают возможность заглянуть в его внутренний мир, лучше понять его наследство и литературный процесс в целом. В современном литературоведении, в частности в теории, эта проблема остается не изученной.

Цель этой небольшой разведки заключается в том, чтобы рассмотреть заметки как жанр мемуарной литературы и сделать попытку их классификации.

По нашему мнению, классификация заметок должна базироваться не только на тематике, не на внешних признаках, а на каких-то определенных закономерностях в методике отбора фактов, приемов, типизации и т.д. Поэтому можно выделить две большие группы заметок: художественные и документальные. В них по-разному создается материал. В художественных заметках герой имеет вымышленное имя, приведены вымышленную ситуацию. Это - подготовительные материалы будущих произведений, статей. В документальных - реальный герой, реальная ситуация, время и место действия. Автор точно передает все, что происходит, не смеет ошибиться, не может создавать вымышленную ситуацию, не может, как в художественной, синтезировать в своем герое типичные черты разных людей. Когда автор додумывает какие-то черты реального героя, немножко изменяет, украшает ситуацию, то документальные заметки превращаются в художественные.

Документальные заметки - это подготовительные материалы для будущих статей, очерков, заметок, воспоминаний, документальных книг. Их (то есть заметки) можно подразделить на автобиографические и собственно мемуарные. Оба вида могут быть путниками, где автор записывает впечатления во время путешествий. Личные впечатления и путешествие определяют своеобразие этой разновидности. Эти заметки позже фиксируются в дневнике автора.

Можно выделить также портретные и социальные заметки. Портретные заметки - это записи о людях, их внешность, увлечения, характерные черты и т.д., социальные - описание событий, ситуаций, социально-политической обстановки.

Классифицируя заметки по цели, назначению, можно выделить такие разновидности:

- для себя;

- для памяти;

- для будущих произведений;

- для людей (потомков, родственников, детей и т.д.);

- для истории.

Заметки для себя - это записи, не рассчитанные на публикацию. Их автор может использовать позже, а может и не использовать. Это записи крылатых выражений, изречений выдающихся людей, фразеологизмов и др. Это и запись мыслей, переживаний, впечатлений самого писателя по поводу определенного события.

Заметки для памяти - записи, которые писатель делает лишь с одной целью: не забыть. Это разнообразные заметки типа: Где? Куда? Когда? С какой целью? С кем встретиться? Что сделать? т.д.

Приведем примеры заметок:

25.ІV

Утром - интервью с представителями журнала "Przyjak"[1, 68].

4/11

Олесь - в национальном весь.

Тычина - по колено.

Чумак - по щиколотки.

А Селянко - то и вовсе на сухое вышел. Сидит себе в Андалузии и ни о ком, кроме себя, не думает. Поспешил немного. Зато ему некогда будет очень мокро.

24. VII

Открытие конференции. Дискуссии (Кое-что я записал в конференционном блокноте). Vanitos Vanitatum. Больших слов великая сила. Какие сильные у нас есть враги[1, 95].

Заметки как заготовки для будущих произведений имеют большое значение. Именно они являются основой произведений, их первоисточниками.

Важными также являются заметки, которые писатель пишет, чтобы оставить после себя память. Это поучительные, предупреждающие примечания и заметки-рассказы. Они предназначены также для детей, родственников и др.

Для истории ценными являются записи исторических событий, заметки об исторических лиц.

По жанровой классификации целесообразно выделить пять разновидностей заметок:

1) заметки-размышления, не рассчитанные на публикацию;

2) заметки, рассчитанные на публикацию (дневниковые записи);

3) телеграфные заметки (запись дат и мест событий);

4) меткие выражения, афоризмы;

5) заметки-штрихи для будущих произведений и запись тем произведений.

Заметки-размышления, которые не рассчитаны на публикацию, писатель пишет для себя. В них - его потаенные мысли.

Заметки, которые рассчитаны на публикацию, - это заметки, которые вошли к дневникам.

Телеграфные заметки - запись дат и мест. Это - заметки-планы:

31/IV [19]42

Написать статью на тему: о любви к Родине и национальная гордость (достоинство).

Написать статью про украинскую культуру. И культуру фашистских прихвостней... Или, может, объединить эти статьи в одну [2,14].

Приведем образцы метких высказываний, афоризмов:

27/ VII... Ты себе колокола, а человеком будь.

Кто только о своем поет, то людям чужой [2, 72].

Заметки-штрихи для будущих произведений и запись тем сочинений, планов и т. д.:

Есть у меня три темы:

1. Продолжение старых персонажей.

2. Тема о судьбе женщины (большая тема).

3. Мир через освобожденное село в сорок разрушенных домов, 200 трупов и двух живых женщин [4, 19].

По классификации заметок по форме, предлагаем выделить следующие:

- фразовые;

- тезисні или конспектні;

- текстовые.

Фразовые заметки состоят лишь из одной фразы. Это может быть какое-то определение, афоризм, пословица, короткий крылатое выражение, метафора и т.д. Они характеризуются краткостью формы, но обширністю мысли. Очень часто содержат подтекст. Их можно назвать образными:

Зло - от человеческой глупости [3, 93].

Лучше умереть - погибнуть героем, чем жить рабом [3, 69].

Тезисні или конспектні заметки - это запись дат, событий в тезисній форме, списки литературы, вопросы, запись имен, иностранных слов, диалектов и т.д.

Текстовые заметки - это не отдельные фразы, не тезисы, а связанный текст с единой темой, идеей:

Война стала большой, как жизнь, как смерть. Воюет все человечество. Будто земной шар влетела в какую-то кровавую безумную туманность. Война стала жизнью человечества. И тема войны, следовательно, на долгие годы будет основной темой искусства... Украина должна родить сильнейшие произведения о народе в войне, хотя бы одно произведение. Хватит ли силы у писателей? Эй, кто есть в лугу! [3, 68].

Заметки также можно разделить (по степени мемуарності) на автобиографические и собственно мемуарные.

Автобиографические - это заметки, в которых автор пишет о себе, о том, что происходило с ним; о событиях, ситуации в которых автор является главным героем:

19/VI - [19]44

Ужасные вещи творятся во мне. Я не могу писать статей. У меня в голове будто оборвались все абсолютно поводья. И ни одна мысль не может вылететь из нее, не может летать, не может парить на крыльях к читателю[3, 68].

Собственно мемуарные - это заметки, в которых автор пишет о ком-то, о событиях, ситуации, в которых главным героем является не автор:

5/IX 1943

К. - сильнее Гитлера. Гитлер будет уничтожен совместными усилиями прогрессивного человечества... К. останется. Я признаю его за своего победителя [3, 196].

Но тогда вне поля зрения остаются художественные заметки, поэтому, возможно, их также необходимо выделить в отдельный вид.

Все эти заметки отличаются своей тематикой. Следовательно, их можно разделить на:

1. Литературные заметки:

1) заготовки для будущих книг;

2) советы литераторам;

3) критические заметки;

4) заметки по теории литературы.

2. Художественные заметки.

3. Политические заметки.

4. Личные (жизненные или автобиографические):

1) заметки-планы;

2) интимные;

3) повседневные.

5. Биографические заметки.

6. Религиозные заметки.

7. Философские заметки.

8. Заметки об образовании.

Литературные заметки - записи, в которых писатель записывает темы, содержание будущих книг, дает советы литераторам, делится литературным опытом, освещает свою оценку литературному процессу. Писатель может также записывать себе литературу, которой будет пользоваться, при написании произведения и т.п.:

О "Арину" П. Кулиша.

М. Костомаров. Этнографические писания. 1930, ДВУ, ст. 279.

"Л[ітература] и М[истецтво]", 7/VIII- [19] 44[г.], 3-я, н-а, ст.

Доклад Есть. Кирилюка...[2, 381].

Критические заметки - это и записи в будущих статей, и выражение мнения в отношении определенных произведений, их оценка. Они могут быть упорядочены, как литературные статьи и произвольно, то есть быть лишь штрихами к будущих литературных произведений:

Ст[атті] "Шевченко в моей жизни и творчестве".

Дважды был директором Института[итуту литературы АН УССР имени Т.г.шевченко].

В Мих[айла] Коц[юбинського]: "На Тарасовой горе"...[2, 356].

А вот другие примеры заметок, которые являются более совершенными и почти законченными, т.е. упорядочены, как литературные произведения:

Я открываю вечер молодых.

Кое-кто из них спотыкается, некоторые еще робко ноты берет, но в некоторых я слышу уже будущие властные ноты сильного таланта.

Вы можете не согласиться со мной - это ваша воля, - я с охотой посперечаюсь. Но о чем тут спорить. Когда некоторые из нас не знают стихосложения и полагаются только на ленивый слух, на удачу, на ура! А где же вынашивание замысла поэтического? А где же проверка на людях?

Конечно, хочу добавить и такое: неправильным было бы каждого из молодых считать новатором.

Настоящий творец - какого бы возраста он не был всегда любой ценой хочет наиболее полно раскрыть всю мощь своего таланта - чтобы отразить неповторимую величие нашей эпохи...[2, 345].

Критические заметки характерны для творчества многих писателей, а также литературоведов и критиков. Это своеобразные черновики, которые являются очень важными в изучении творчества, жизненного пути человека или того или иного литературного деятеля. Ведь в них отражены его взгляды, убеждения, сомнения. Написанию одного произведения предшествует целый ряд заметок. Сопоставление заметок с самим литературным произведением рисует картину творческой эволюции писателя.

Заметки для будущих книг - это записи тем, главных мыслей, идей, разговоров с прототипами, их характеристика, составление плана произведения, задачи, цели.

Например, "Заметки к биографии колхозников Чернобыльского района Киевской области" [2, 398], где автор кратко описывает биографии прототипов, их характеристику.

Итак, литературные заметки - это разновидность писательских заметок, который имеет право на свое существование и исследование.

Художественные заметки - это заметки о искусство, которые включают эстетические взгляды, вкусы писателя. Они очень подобны литературных, поэтому их можно даже объединить в одну группу - литературно-художественные заметки.

Политические заметки - записи политического характера, политических событий, встреч, о ходе различных конфликтов, конференций, размышления писателя по этому поводу. Политические взгляды писателя проявляются и в отношении его определенных политических деятелей.

В политических заметок приближаются записи политического характера, а также о различные политические события, стихийные события в стране и за рубежом. Поскольку они почти не встречаются в записных книжках писателей, то выделять их как отдельный вид нецелесообразно.

Автобиографические заметки - это записи, касающиеся личности самого писателя. Эти заметки бывают трех типов:

1) заметки-планы;

2) интимные;

3) повседневные.

Повседневные заметки позже входят в дневниковых записей; заметки с датами - это заметки не о будущем, а о прошлом писателя.

Итак, автобиографические заметки - это воспоминания писателя не про кого, а про себя, свои действия, мысли, переживания, хотя у них имеются и другие персонажи, кроме автора, но сам автор является непосредственно главным героем автобиографических заметок.

Биографические заметки - это записи о друзьях, знакомых, родных писателя, их биографии. Очень часто они служат материалом для мемуаров - воспоминаний, биографий.

Можно выделить еще разные тематические виды. Это и заметки об образовании, заметки на темы крестьянской жизни, рабочие и т.д. Отметим, что четкой границы между разновидностями нет.

Итак, классификация заметок может базироваться на различных аспектах. Она зависит от формы жанра, цели назначения, способа отбора материалов, объекта изображения, способа создания произведения.

 

Литература

1. Рыльский М. Т. Собр. соч. в 20 т. - К., 1988. - Т. 19.

2. Тычина П. Г. Собр. соч. в 12 т. - К., 1988. - Т. 11.

3. Довженко О. Господи, пошли мне силы. - Х., 1994.

4. Довженко О. Соч. в 5 т. - К., 1985. - Т. 5.