10 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ИВАН КАРПЕНКО-КАРЫЙ
Образ народа в комедии «Хозяин»
II вариант
Как мы знаем из истории и народоведения, украинцы испокон веков занимались земледелием. Поэтому когда мы говорим о народе, чаще всего имеем в виду именно крестьян. Но в конце XIX столетия новые условия жизни породили другую прослойку общества - рабочих. В пьесе «Хозяин» народом и есть многочисленная масса неимущих, а порой и безземельных крестьян, которые постепенно превращаются в рабочих. Они уже меньше привязаны к своей земле, даже до родного села, и постоянно переезжают с места на место в поисках заработка.
Как мы узнаем из комедии И. Карпенко-Карого, основной причиной превращения крестьян в рабочих может быть неурожай, то голод. Но и сами эксплуататоры, наниматели этой дешевой рабочей силы, делали все, чтобы лишить крестьян земли. Обманывая, уговаривая, они заставляли неграмотных мужиков отдавать землю в аренду, а потом и делали с ним, что хотели. Этим, в частности, занимался Ліхтаренко по приказу Пузыря в Мануйловке.
Хозяева относились к рабочим хуже, чем к животному, потому что знали, что на место не довольных придут другие. Об этом говорят даже сами рабочие: «Мы не собаки - собак лучше кормят!» - они кричат под окнами Пузыря, надеясь, что хозяин может и не знает, какую пищу они получают. Они осознают свое бессилие, потому что знают: если покинут работу, их никто не примет, а могут даже и посадить. И в конце концов они сами останутся ни с чем, потому прогайнують лето и не заработают денег.
Надеясь на поддержку хозяина, они не осознают, что все делается с его молчаливого до
зволу. «Когда хозяин ничего не сделают, поедем к начальству. Я ходы знаю. В прошлом году у Сапога было то Же самое»,-предлагает Петр. Но на самом деле тут же выясняется, что те жалобы не помогли. Пока хозяину работник нужен, он и будет его кормить, а как горячая пора закончится (после Семена), то их намеренно начнут кормить еще хуже, чтобы большинство из них сбежала, бросив заработанные за лето деньги.
Итак, выбор у них небогатый: или бежать, пока еще есть работа, или жаловаться, наивно веря в выполнении их требований, или повиноваться, молча кормясь таким хлебом, что «пока свежий, то такой блин, что только кузнечики лепит, в горло не лезет, залепляет рот, а зачерствеет, тогда такой твердый, как кирпич, - и собака не укусит».
В конце пьесы оказалось, что есть еще один способ борьбы - требовать свои права силой. Столкновения между рабочими и Ліхтаренком, что уменьшил плату и брал на работу только половину людей, привела к тому, что его ранили. Итак, оказывается, что народ, хоть какой наивный и невежественный, составляет опасную силу. А эта сила - в объединении. И рабочие уже начинают это осознавать, порой не без помощи образованных людей, которым на селе были, в частности учителя. В Мануйловке рабочие уже начали основывать артели, кроме того, там есть, по словам Зеленского, «такой учитель-артільщик и возле него мужчину три молодых, что через них и Ліхтаренко зубы переломает.»
Таким образом, уже в конце XIX века народ начал осознавать то, что он имеет право требовать человеческого обращения с собой, имеет право на обеспечение условий их труда и достойную заработную плату. Изображая рабочих, писатель показывает откуда может прийти погибель пузирям. Пусть это только начало, наверное, будет и продолжение.