Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 40-60-х годов XIX века
Тарас Григорьевич Шевченко
Последние годы жизни и творчества (1857-1861 гг.)
По случаю коронации Александра II (1855 г.) много политических заключенных получили амнистию, но фамилии поэта в их Списке не значилось. Благодаря ходатайству друзей поэта в Петербурге (всего вице-президент Академии художеств Ф. П. Толстой) 2 августа 1857 г. Шевченко получил официальное освобождение. Того же дня на рыбацкой лодке он отбыл в Астрахань. Ожидая парохода, он вынужден был остановиться в этом городе на длительное время. Сначала ему дал убежище офицер Новопетровского укрепления Л. О. Бурцев, который квартировал в Астрахани, а затем поэт сам снял небольшую каморку. Шевченко сдружился с представителями местной интеллигенции, ознакомился с историей города, посещал единственную в городе библиотеку.
Судьбой поэта сначала занимался его бывший знакомый по Академии, а затем известный рибопромисловець О. Сапожников, который предложил Шевченко ехать до Нижнего Новгорода в каюте с его семьей. Но впоследствии Шевченко записал в «Журнале», что Сапожников начал сторониться его, относился к нему, как вельможа.
В Нижнем Новгороде, куда Шевченко прибыл во второй половине сентября 1857р., его ждало «предписание», «дабы он не выезжал в обе столицы и не проживал в них, а немедленно возвратился в г. Оренбург, где он должен иметь место жительства впредь до окончательного увольнения его оттуда». Чтобы не отправляться «по этапа» в Оренбург, Шевченко, ссылаясь на болезнь, прошел официальный медицинский осмотр и получил разрешение остаться в Нижнем Новгороде. В декабре 18 5 7 г. в городе находился М. С. Щепкин, который не побоялся встретиться с поэтом. С участием выдающегося актера прошло несколько спектаклей. На одну из них, «Москаль-волшебник », Тарас Григорьевич откликнулся рецензией в местной газете.
Только 1 марта 1858 г. T. Шевченко пришло разрешение на проживание в Петербурге под строгим надзором полиции. Через неделю поэт уехал в Москву, где вынужден был задержаться на две недели из-за болезни. В Москве его ждали встречи со старыми друзьями (Щепкиным, Бодянским, Максимовичем). Приезд в Петербург принес Тарасу Григорьевичу новые знакомства - с будущим грузинским писателем Акакием Церетели и актером Айрою Олдриджем.
Еще в ссылке поэт изобрел новый способ гравировки. По прибытию в Петербург это дало ему возможность стать сотрудником Академии искусств, а в 1860 г. Шевченко получает звание академика-гравера. В конце мая 1859 г. поэт, наконец, получил разрешение выехать в Украину, где встретился с родными, гостил у М. Максимовича.
В это же время Шевченко пытался приобрести участок земли на берегу Днепра у помещика Парчевского, но 15 июля его снова арестовали, и он вынужден был вернуться в Петербург с запретом жить в Украине.
В 1859 г. в лейпцигском издании «Новые стихотворения Пушкина и Шевченки» были опубликованы запрещенные произведения Кобзаря: «Завещание», «Кавказ», «И мертвым, и живым...» и другие. В России эти стихи распространялись нелегально. Цензура разрешила в 1860 г. издать произведения, которые публиковались еще до ареста поэта.
Так в 1860 г. появился «Кобзарь».
Первым же произведением, Т. Шевченко напирал после ссылки, была поэма «Неофиты». Это аллегорическое произведение поэт посвятил «возлюбленику муз и граций» М. Щепкину. Аллегория поэмы такая прозрачная, что в ней нетрудно предугадать события, которые происходили в Российской империи, которую поэт замаскировал под Древний Рим. В образах первых христиан-неофитов следует усматривать революционеров-декабристов, с которыми жестоко расправился российский Нерон - Николай И. В типичных явлениях жизни Римской империи легко угадываются признаки российского самодержавия. Даже начало произведения содержит в себе скрытую иронию:
Не в нашем крае,
Богу милім,
Не за гетманов и царей.
А в римской ідольській земли
Сие беззаконие творилось.
У матери-римлянки растет сын Алкид. Как и вся тогдашняя молодежь, он ведет беззаботную развращенное жизни. Мать молится богам за его счастливую судьбу. Но после встречи с апостолом Петром жизнь Алкида и его друзей резко изменилось, они стали христианами-неофитами, борцами за правду и добро. Вскоре Петра повесили, неофитов «в Сиракузы в кандалах отвезли». Обращаясь к матери новообращенного христианина, поэт говорит:
А ты, прескорбная, не знаешь,
Где он умирает, пропадает!
Идешь искать его в Сибирь
Или это... в Скифию...
«Неофиты» - не первое произведение, в котором Шевченко сравнивает правление Николая i с правлением найжор-стокішого римского императора Нерона. И как Нерона провозгласили богом Юпитером, так российские самодержцы считались помазанниками Бога на земле.
Развращенному самодержавию поэт противопоставляет образы борцов-революционеров. В новом псалме, который поет Алкид, содержится открытый призыв к борьбе.
В произведении поэт предсказывает царю позорный конец:
Не громом праведным, святым
Тебя убьют.
Тупым ножом
Тебя зарежут как собаку,
уб?ют обухом
По-новому трактует автор и образ матери, который является олицетворением величия матерей и жен декабристов. Алкидова мать - не просто мать-страдалица. Смерть сына не убила ее и не сломила: мать продолжает борьбу, начатую сыном.
Тему разоблачения самодержавия Шевченко продолжил в произведении «Юродивый». Этот незавершенный произведение, возможно, был вступлением к сатирической поэмы.
Поэт показывает бесчинства, которые творили в Украине царские сатрапы. Шевченко в «Юродивому» развенчал их до низших чинов, назвав царя фельдфебелем, а его подчиненных «капралами» и «ундірами». Царизм осыпал почестями своих подчиненных, которые в Украине «добра таки натворили немало, немало людей обнажили»,
Украинское дворянство не стало на защиту своего народа, ибо «розпинать, а не любит вы учились брата». В то время, когда «німії, подлії рабы, подножки царськії, лакеи капрала пьяного» молча смотрели, как царизм издевается украинского народа,
Найшовсь-таки один казак
Из миллиона свинопасов,
Что царство все объявил:
Сатрапа в морду затопил.
Шевченко упрекает землякам за то, что они не поддержали смелого «святого рыцаря», а объявили его юродивым, позволили царю послать его на каторгу.
Шевченко гневно осуждает антинародную политику царизма, а к самодержца обращается:
«Безбожный царь!
Творческое зла!
Правды гонителю жестокий!»
Гнев поэта направлен и против церкви, которая помогала царизму внедрять политику социального и национального угнетения. В произведении также ярко изображены переживания поэта за судьбу народа и его защитников, «соратников святой воли».
«Я не нездужаю, нормально...». Последние годы жизни Шевченко были полны революционной страсти. Продолжая тему, начатую в «Неофитах» и «Юродивому», поэт дает ответ на вопрос, как достичь полного освобождения крестьянства. Этот вопрос был очень актуальным, поскольку в то время самодержавие готовило крестьянскую реформу. Шевченко же провозгласил, что единственным путем к освобождению является крестьянская революция.
С первых интимно-лирических строк произведения мы узнаем, что беспокойство поэта души вызван не болезнью, а предчувствиями, ибо его «сердце ждет чего-то» и болит, «как некормленный ребенок». Риторический вопрос: «Злой тяжелой часа, наверное, ты ждешь?» - переходит в ответ:
...Добра не жди,
Не жди ожидаемой воли -
Она заснула: царь Николай
Ее усыпил.
Следовательно, ничего ждать свободы от царской реформы. Указав на виновников горя народного, на власть имущих, которые «усыпили» волю, поэт призывал к борьбе:
А чтобы пробудит
Хиренну волю, нужно миром,
Громадою обух закалять,
Та добре вигострить сокиру -
Да и заходится уже будит.
Это был открытый призыв народу готовиться к вооруженному свержению самодержавия, к революции. К Шевченко такого призыва никто не провозглашал так откровенно и страстно.
В этом произведении мы также видим яркое сатирическое обличение позорной роли дворянства в порабощении Украины. Потому что именно оно предало свой народ, отдав его на издевательства российскому самодержавию.
В стихотворении широко использовано аллегорию. Так, желанная воля - «племянница», «будит» ее - значит бороться против царского произвола, «миром, громадою обух закалять» - готовиться к вооруженному восстанию против самодержавия.
На протяжении всей своей жизни Т. Шевченко мечтал о счастливом будущем родной Украины. В последние годы жизни мечты поэта приобрели пророческого звучания, высказывания стали твердыми и решительными. В поэзии «И Архимед, и Галилей...» поэт высказывает убеждение, что в будущем на всей земле будут царить свобода и братство между людьми:
И на обновленной земле
Врага не будет, супостата,
А будет сын, и будет мать,
И будут люди на земле.
Поэт не детализирует путей обновления, а утверждает, что люди не просто будут, а будут жить счастливо. Глагола «будет», «будут» приобретают в произведении обобщающего значения: быть - значит жить полнокровной жизнью.
Тему счастливого будущего Тарас Шевченко продолжает в стихотворении «Исаия. Глава 35». Пророчества древнего еврейского пророка Исаии, автора одной из книг Библии, стали для Шевченко источником подражания. Поэт изображает настоящий рай, который может воцариться на земле лишь тогда, когда незрячие люди «чудеса Господнії увидят», когда «немым отверзуться уста», когда рабы станут свободными и смогут посмотреть на мир другими глазами, и не будут бояться сказать слово правды. То есть когда миллионы осознают себя людьми, тогда и придет конец порабощению.
В первых же строках автор создал гимн счастливой свободной жизни:
Радуйся, ниво неполитая!
Радуйся, земле не повитая
Цветастым злаком!
Розпустись,
Розовым крином процвіти!
Поэт убежден, что земля обязательно обновится и будет такой цветущей, «языков Іорданові святиє зеленые луга, берега!» Но обновление произойдет только тогда, когда будет установлена справедливость («на землю правда прилетит »). Свободный труд на благо людей, которые осознали свое достоинство, создаст чудо «и пустыню овладеют веселии села».
Поэт переосмысливает библейские образы: картины природы Украины сравниваются с щелочами и берегами палестинскими. В новую счастливую жизнь найдут дорогу только рабы, то есть тогдашнее порабощенное крестьянство, а владыки (помещики и цари) «не найдут тех путей».
Поэт широко использует религиозную лексику для описания новой жизни: «радуйтесь, вбогодухі», «незрячие прозрять», «немым отверзуться уста»Бог «воздает злодеям за злая!».
Творчество поэта последних лет характеризовалась появлением небольших стихотворений. Некоторые из них, такие как «Молитва», представляют собой цикл коротких афористических призывов. «Всемирными шинкарями» называет поэт царей, которые заковали народ в цепи социального и национального угнетения. Его молитва звучит не как обращение смиренного человека к Богу с просьбой, а как требование справедливого наказания, ведь царизм государств в склепе рабства не отдельных людей, а целые народы.
В этом стихе мы видим яркое сочетание двух противоположных мотивов, характерное для всего творчества великого Кобзаря, - народолюбство и цареборство. Так, поэт обращается к Богу с молитвой «царей, кровавых трактирщиков, в путы кутії окуй, в склепа глубоком замуруй», а людям физического и умственного труда на пользу народа («рабочим головам, рукам», «трудящимся людям») просит ниспослати Божью силу.
Поскольку только Бог способен вершить справедливую кару, только Богу дано судить людей за их поступки, то только он, всеблагий, и может воздать людям за их терпение. Но не милости просит поэт для своего народа, а силы, чтобы сломать оковы. Эта сила нужна всем, кто чист сердцем, чтобы эту чистоту не испачкали угнетатели.
Себе автор не просит милости, не просит у Бога материального вознаграждения за страдания, а просит: «Подай любовь, сердечный рай», а также «любить правду на земле». А для всего украинского народа Шевченко просит Бога послать «единомыслия» и «братолюбия», ибо только с ними можно построить новое счастливое будущее.
Для более точного выражения основной идеи стихотворения поэт широко использует контраст («цари, всемирные трактирщики» - «рабочие головы, руки»), риторические обращения («Боже мой», «всеблагой», «Господи») и повторы («всемирные трактирщики» - «кровавішинкарі», «на сей окраденій земли...» - «на их окраденій земли свою ты силу ниспошли», «а чистых сердцем? Круг их поставь ты ангелов своих...»), церковнослов'янізми («доброзиждущим рукам », «единомыслие », « злоначинающиї спины»).
В 60-е годы XIX века широкий размах Приобретает организация воскресных школ. Уже тяжело больной поэт создает для них «Букварь», который вышел в январе 1861 г. Букварь содержал много текстов для чтения, в которых преимущество отдавалось народным думам, прислів'ямі поговоркам. Т. Г. Шевченко мечтал написать и другие учебники для воскресных школ, но болезнь и преждевременная смерть не позволила ему осуществить это намерение. Последний свой стих «не покинут нам, милая...» великий Кобзарь написал за 10 дней до смерти.
Десятого марта 1861 г. Тарас Григорьевич Шевченко умер. Сначала он был похоронен в Петербурге на Смоленском кладбище, а в мае 1861 г. перезахоронен на Чернечей горе возле Канева.
Судьба Великого Кобзаря сложилась трагически, но одно его имя наводило страх на господствующую верхушку царской России. Даже смерть поэта могла стать первой искоркой того великого огня борьбы за независимость, который во все века жил в украинском народе. Поэтому правительство стремилось, чтобы известие о смерти Кобзаря не получила широкую огласку. В петербургских газетах о смерти Шевченко было сообщено лишь двумя днями позже - в день похорон. Но уже под вечер 10 марта были посланы телеграммы в Киев, Харьков, Чернигов, Полтаву, Кременчуг, Одессу, Херсон, Екатеринослав и другие города, куда можно было подать весть телеграфом. Царское правительство запретило служить панихиду по умершему, поскольку он был «политический преступник». И только после ходатайств общественности было разрешено отправить панихиду в академической церкви. В тот же день панихиды состоялись и во многих городах Украины, хотя и под присмотром полиций. Вся Украина погрузилась в траур.
Известие о смерти Шевченко пришла в Дрезден к семье Толстых, в Лондон - к Герцена, в Париж-до Марка Вовчка и Тургенева.
Хоронили Кобзаря на средства, собранные его товарищами-художниками. Его друзьями было решено перевезти прах поэта (согласно его поэтического завещания) в Украину; соорудить памятник Кобзарю; учредить народную школу имени Шевченко, содержать нескольких стипендиатов в Киевском и Харьковском университетах, в Одесском лицее и Академии искусств. Было также решено осуществить переиздание произведений поэта, назначить премии за лучшую биографию Шевченко на украинском языке и за лучший критический обзор его произведений, а также оказать помощь семье поэта. Друзья Шевченко решили, что один из них ежегодно будет посещать могилу Кобзаря в Украине.
|
|